Рисунок относится ко второй половине XIX века, к этому времени центральная часть заводского поселка представляла собой многофункциональное сложное пространственное образование, в состав которого входили заводские фабрики, предзаводская и торговая площади, административный центр. Жилые кварталы намного перешагнули намеченную еще при Демидовых черту заводского поселка. Селение Невьянского завода занимало огромные размеры, вытянувшись на 12 верст по обе стороны заводского пруда.
Появление неподалеку от демидовской Наклонной башни каменного Спасо-Преображенского храма внесло новую важную доминанту в формирование облика предзаводской площади и пространства заводского поселка в целом. Строительство храма, начавшееся в 1824 году, в 1860-е годы полностью завершилось.
В центре рисунка на первом плане изображены заводской пруд, заводские фабрики с корпусами господского дома, Наклонная башня и Спасо-Преображенский собор. Невьянский завод по-прежнему являлся одним из крупнейших предприятий Среднего Урала. Наиболее выразительным элементом завода оставался доменный корпус, примыкающий к подпорной стене плотины. В середине 1850-х годов он был перестроен «с самого фундамента». Доменный корпус состоял из двух доменных печей (одна с круглым, другая с четырехугольным куполом), к которым по мосту доставляли руду из окрестных рудников. Рядом с доменным корпусом сложены кучи древесного угля, использовавшегося в доменном производстве.
За доменным корпусом изображены корпуса господского дома, в которых размещались жилые, административные и обслуживающие помещения. К концу XIX века архитектурный ансамбль представлял собой неправильный пятиугольник, состоявший из шести основных одно- и двухэтажных каменных корпусов с крыльцами и галереями. Выложенный чугунными плитами двор с южной и восточной сторон замыкала каменная ограда с чугунными узорными решетками и воротами.
Вокруг производственных строений размещался заводской поселок. В отличие от рисунка 1734 года, на котором поселок состоял из одноэтажных деревянных домов мастеровых, на изображении конца XIX века в центральной части поселка видно множество каменных двух- и одноэтажных особняков купцов и торговых лавок.
В дальней части заводского поселка видна проложенная в 1878
году железная дорога, связавшая между собой Екатеринбург и Нижнетагильский
завод, и следующий по ней поезд.