Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «По реке времени»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Панцирная пластина, бронзовый кельт, нож

0
Открыть в приложении
#1
Панцирная пластина, бронзовый кельт, нож
#2
Костяная панцирная пластина
#3
Костяную панцирную пластину нашли в культурном слое поселения Чекист. Оно расположено на берегу реки Большая Киргизка, недалеко от места, где она впадает в реку Томь. Этот памятник относится к ирменской археологической культуре и датируется первыми веками I тысячелетия до нашей эры.

Предмет представляет собой узкую прямоугольную пластину с отверстиями, которая была частью воинского доспеха. Такие доспехи называли ламеллярными или пластинчатыми: они состояли из множества костяных или роговых пластин, которые плотно примыкали друг к другу. Специальный паз с одной стороны и заостренный край с другой обеспечивали плотное прилегание элементов панциря. Фрагмент был изготовлен из реберной кости крупного млекопитающего.

Полный доспех состоял из нескольких десятков, а иногда и сотен пластин. Они крепились в ряды ремешками или сухожильными нитями.

Подобные доспехи в Западной Сибири появились еще в поздний бронзовый век, в XII–VII веках до нашей эры. Это был период активных миграций и военных столкновений. В южных районах начали возводить крупные городища — крепости со сложными защитными сооружениями. Складывались ранние вождества: культура общества становилась военизированной, особую роль отводили вождю, появлялось имущественное и социальное расслоение. Росло потребление металла. Мастера стали изготавливать особое наступательное оружие из «безжалостной» бронзы: трехлопастные наконечники стрел, кинжалы и даже мечи. В это время совершенствовали и защитный доспех, основным видом которого стал ламеллярный пластинчатый панцирь.

Изделие, которое сегодня хранится в музее, считается редким: мастер-косторез нанес на него орнамент. Он украсил пластину геометрической композицией, напоминающей лесенку, а затем заполировал ее внешнюю поверхность. Рисунок состоит из тонких и прямых гравированных линий. Исследователи предполагают, что декорированная панцирная пластина была частью парадного доспеха. Такие панцири были дорогими и ценными, они могли принадлежать только представителю воинской элиты.

Костяной панцирь был предназначен для защиты от основного оружия бронзового века — стрел. Если лук был мощным, стрела могла пробить тело человека насквозь. Однако ламеллярный доспех распределял силу удара по пластине, поэтому пробить его было довольно сложно. Эффективность костяных панцирей также подтверждают эксперименты и этнографические описания.
#4
Полное наименование: Пластина панцирная из кости
Размеры: 12×3 см; 11×2,8 см
Техника: резьба по кости
Дата создания: X–VIII века до нашей эры
#5
Бронзовый кельт
#6
Бронзовый кельт нашли при раскопках поселения Чекист, которое находилось на берегу реки Большая Киргизка, недалеко от места ее впадения в Томь. На этой территории проживало племя ирменцев, поэтому находку относят к ирменской археологической культуре. Она датируется первыми веками I тысячелетия до нашей эры — эпохой позднего бронзового века. Экспедицию организовал музей города Северска, руководил ей историк и археолог Евгений Васильев.

В археологии кельтами принято называть рубящее орудие, в обухе которого было специальное отверстие. В него можно было вставлять прямую или изогнутую рукоятку. Если рукоятка была прямая, кельт выполнял роль лопаты, а если изогнутая — топора. В случае необходимости его использовали не только как орудие труда, но и как боевое оружие.

Тулово кельта имеет шестигранную форму, которая слегка сужается книзу. С помощью ушек и валиков топор крепили к деревянной ручке — на ней со времен бронзового века сохранились фрагменты кожаного ремешка.
По сравнению с другими аналогичными изделиями кельт с Большой Киргизки крупнее и тяжелее.
Исследователи полагают, что изготовили его местные мастера. Они использовали мышьяковую бронзу — искусственный сплав меди и мышьяка. В то время ее доставляли издалека, предположительно с Рудного Алтая — поэтому подобные орудия считались ценными и престижными.

В Западную Сибирь бронзовый век пришел довольно поздно: во II тысячелетии до нашей эры. В Анатолии и на Кавказе самые древние изделия из мышьяковой бронзы появились еще на рубеже IV–III тысячелетий до нашей эры.

Но именно в Сибири (включая Алтайские предгорья) на восточных окраинах Евразийской металлургической провинции зародился один из самых совершенных способов металлообработки. Евразийская металлургическая провинция охватывала обширные территории Европы и Азии, за исключением северо-восточной окраины Азии. По этой технологии тонкостенные орудия здесь отливали в каменных или керамических двустворчатых формах. Для того чтобы сделать втулку в орудии сразу, использовали специальный стержень — сердечник. Такой прием помогал экономить дорогой металл и обеспечивал более прочное крепление вещи к древкам и ручкам.
#7
Полное наименование: Кельт бронзовый
Размеры: длина — 11,5 см, ширина (с ушками) — 7 см
Техника: литье
Дата создания: X–VIII века до нашей эры
#8
Составной коленчатый нож
#9
Необычный по конструкции коленчатый нож нашли во время раскопок поселения Чекист на берегу реки Большая Киргизка, недалеко от места, где она впадает в Томь. Памятник относится к ирменской археологической культуре и датируется первыми веками I тысячелетия до нашей эры — периодом позднего бронзового века.

Бронзовые коленчатые ножи были важной частью карасукской археологической культуры. В основном их производили на территории современной Минусинской котловины. Отсюда мода на карасукские орудия и украшения распространялась как на восток (вплоть до Китая), так и на запад — на территорию Томского и Новосибирского Приобья.

Найденный в поселении артефакт исследователи классифицировали как составной однолезвийный коленчатый нож. Коленчатыми ножами в археологии называют изделия, в которых клинок расположен к ручке под тупым углом.

Тонкое лезвие выполнено из бронзы и прочно закреплено в специальном отверстии, которое мастер аккуратно прорезал в рукояти. Слегка изогнутая ручка изготовлена из рогового отростка и тщательно, до блеска отполирована. Ровно обрезанный торец (задняя часть ручки) декорирован четырьмя заклепками. Практической функции они не несли, лишь служили дополнительным украшением: их взаимное расположение напоминает рисунок креста. На поверхность ручки мастер нанес украшение из тонких гравированных линий: они образуют геометрическую композицию в виде сетки из ромбов.

Такие ножи считались престижными и обладали высокой ценностью. Исследователи предположили, что этот нож принесли в качестве жертвенного дара во время погребального или поминального обряда.

Различают цельнометаллические и составные орудия. У последних ручка из органического материала (например, кости или рога) обязательно сочеталась с металлическим клинком. Цельнометаллические ножи полностью делали из металла.

В культурном слое поселения Чекист особая почва, которая позволяет сохранять органические материалы в целости с древних времен. Благодаря этому нож с берегов Большой Киргизки полностью сохранил свой первоначальный вид. Он считается эталонным экземпляром: по нему можно изучать, как древние люди создавали подобные изделия.
#10
Полное наименование: Нож составной коленчатый
Дата создания: первые века I тысячелетия до нашей эры
Техника: резьба по кости, литье
Размеры: длина лезвия — 9,3 см, максимальная ширина лезвия — 2 см, длина рукояти — 9 см, диаметр торцевой части — 2,3 см
#11
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Панцирная пластина, бронзовый кельт, нож

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%