В ходе исследования Гочевского археологического комплекса (Курская область) в 1909 году археологом Дмитрием Яковлевичем Самоквасовым в кургане № 1 было найдено древнее клинковое оружие — фрагмент железного палаша.
Согласно описанию в дневнике раскопок, это была «железная прямая сабля длиною 1 аршин 7 вершков (1,02 м) с разложившейся деревянной рукояткой, украшенной бронзовым узорчатым набалдашником, в ножнах с железною оковкою и двумя бронзовыми узорчатыми бляхами». Сабля лежала вдоль правого бока погребенного воина, от плеча до колена. Также сохранились кольца, с помощью которых оружие крепилось к перевязи.
Археолог и специалист по средневековому вооружению Анатолий Николаевич Кирпичников охарактеризовал данное оружие как ранний образец сабли, перекрестье которой отнес к типу IБ, а навершие — к типу II. Позже ХI века эта форма уже не встречается. Однако курский историк и археолог Александр Васильевич Зорин резонно заметил, что описание и изображения, которые приводил Дмитрий Самоквасов, резко отличаются от тех, что дают в своих работах Анатолий Кирпичников и опирающиеся на него исследователи. В первую очередь это касается степени изгиба клинка, расположения перекрестья и поворота рукояти. На рисунках в научных изданиях «Дневник раскопок в окрестностях села Гочева Обоянского уезда Курской губернии» и «Атлас Гочевских древностей», которые были составлены при участии Дмитрия Яковлевича Самоквасова, в соответствии с описанием в тексте изображен скорее палаш (а не сабля) — прямой однолезвийный клинок шириной 3 см, с прямой рукоятью и двумя чеканными бронзовыми накладками, украшавшими устье деревянных ножен. Накладки скреплялись между собой и с ножнами с помощью железных заклепок.
Следует отметить, что подобный тип клинкового оружия имеет ряд аналогов в воинских захоронениях Х века: в погребениях Дмитриевского могильника салтово-маяцкой культуры (археологической культуры эпохи железного века на юге России и юго-востоке Украины середины VIII — начала Х веков), в дружинных курганах Шестовицы (археологический комплекс на Украине) и в Малышевском могильнике, оставленном муромой (финно-угорским племенем середины I тысячелетия н. э.). Распространение подобных прямых однолезвийных клинков в дружинной среде племен Днепровского Левобережья связано с влиянием Хазарского каганата, от которого ряд восточнославянских племенных союзов находился в политической зависимости.
Согласно описанию в дневнике раскопок, это была «железная прямая сабля длиною 1 аршин 7 вершков (1,02 м) с разложившейся деревянной рукояткой, украшенной бронзовым узорчатым набалдашником, в ножнах с железною оковкою и двумя бронзовыми узорчатыми бляхами». Сабля лежала вдоль правого бока погребенного воина, от плеча до колена. Также сохранились кольца, с помощью которых оружие крепилось к перевязи.
Археолог и специалист по средневековому вооружению Анатолий Николаевич Кирпичников охарактеризовал данное оружие как ранний образец сабли, перекрестье которой отнес к типу IБ, а навершие — к типу II. Позже ХI века эта форма уже не встречается. Однако курский историк и археолог Александр Васильевич Зорин резонно заметил, что описание и изображения, которые приводил Дмитрий Самоквасов, резко отличаются от тех, что дают в своих работах Анатолий Кирпичников и опирающиеся на него исследователи. В первую очередь это касается степени изгиба клинка, расположения перекрестья и поворота рукояти. На рисунках в научных изданиях «Дневник раскопок в окрестностях села Гочева Обоянского уезда Курской губернии» и «Атлас Гочевских древностей», которые были составлены при участии Дмитрия Яковлевича Самоквасова, в соответствии с описанием в тексте изображен скорее палаш (а не сабля) — прямой однолезвийный клинок шириной 3 см, с прямой рукоятью и двумя чеканными бронзовыми накладками, украшавшими устье деревянных ножен. Накладки скреплялись между собой и с ножнами с помощью железных заклепок.
Следует отметить, что подобный тип клинкового оружия имеет ряд аналогов в воинских захоронениях Х века: в погребениях Дмитриевского могильника салтово-маяцкой культуры (археологической культуры эпохи железного века на юге России и юго-востоке Украины середины VIII — начала Х веков), в дружинных курганах Шестовицы (археологический комплекс на Украине) и в Малышевском могильнике, оставленном муромой (финно-угорским племенем середины I тысячелетия н. э.). Распространение подобных прямых однолезвийных клинков в дружинной среде племен Днепровского Левобережья связано с влиянием Хазарского каганата, от которого ряд восточнославянских племенных союзов находился в политической зависимости.