Озупом называют ручное разрыхляющие орудие. Его использовали, чтобы выкапывать корни съедобных растений, например кандыка, сараны и многих других.
Традиционно озупы состояли из деревянной рукояти и металлического наконечника. Такие земледельческие инструменты могли достигать примерно 90-95 сантиметров в длину.
Представленный в экспозиции музея озуп был изготовлен в Горной Шории — регионе, который расположен в южной части Кемеровской области, на стыке Алтая, Саян и Кузнецкого Алатау. Эту территорию населяют южные шорцы или «кузнецкие татары» — небольшой тюркоязычный народ, численность которого в наши дни составляет лишь 14 тысяч человек.
Шорский народ возник в XVII веке как объединение местных кетоязычных и пришлых тюркоязычных племен. Примерно до начала ХХ века шорцы жили достаточно обособленно, следуя старинным обычаям и традициям, многие из которых зародились еще в первобытную эпоху.
Шорцы обитали в небольших селениях. Жилищами им служили многоугольные срубные дома с конической крышей, полуземлянки или летние шалаши.
Хозяйство шорцев носило домашний характер. Различными ремеслами занимались преимущественно женщины. Они ткали, обрабатывали дерево и кожу, изготавливали глиняную домашнюю утварь. Мужчины же в шорских поселениях были охотниками и рыболовами, скотоводами и земледельцами. Шорцы питали особое уважение к мастерам кузнечного дела: добыча и обработка металла были важнейшими промыслами этого народа. Но это ремесло пришло в упадок, когда Горная Шория вошла в состав Российской империи.
Представленный в экспозиции озуп музею подарил в середине 1920-х годов Георгий Блынский, известный кузнецкий краевед и собиратель древностей. Он родился в Кузнецке, служил заведующим Абашевского рудника. Блынский был другом еще одного местного любителя старины — Дмитрия Ярославцева. Вместе они исследовали историю, флору и фауну Кузнецкой земли, подробно записывали свои находки и наблюдения и составили систематизированную коллекцию различных артефактов.
После смерти Ярославцева владельцем его обширного собрания стал Блынский, который в ноябре 1927 года передал и коллекцию, и собственный дом в дар городу. Так началась история краеведческого музея Новокузнецка.
Традиционно озупы состояли из деревянной рукояти и металлического наконечника. Такие земледельческие инструменты могли достигать примерно 90-95 сантиметров в длину.
Представленный в экспозиции музея озуп был изготовлен в Горной Шории — регионе, который расположен в южной части Кемеровской области, на стыке Алтая, Саян и Кузнецкого Алатау. Эту территорию населяют южные шорцы или «кузнецкие татары» — небольшой тюркоязычный народ, численность которого в наши дни составляет лишь 14 тысяч человек.
Шорский народ возник в XVII веке как объединение местных кетоязычных и пришлых тюркоязычных племен. Примерно до начала ХХ века шорцы жили достаточно обособленно, следуя старинным обычаям и традициям, многие из которых зародились еще в первобытную эпоху.
Шорцы обитали в небольших селениях. Жилищами им служили многоугольные срубные дома с конической крышей, полуземлянки или летние шалаши.
Хозяйство шорцев носило домашний характер. Различными ремеслами занимались преимущественно женщины. Они ткали, обрабатывали дерево и кожу, изготавливали глиняную домашнюю утварь. Мужчины же в шорских поселениях были охотниками и рыболовами, скотоводами и земледельцами. Шорцы питали особое уважение к мастерам кузнечного дела: добыча и обработка металла были важнейшими промыслами этого народа. Но это ремесло пришло в упадок, когда Горная Шория вошла в состав Российской империи.
Представленный в экспозиции озуп музею подарил в середине 1920-х годов Георгий Блынский, известный кузнецкий краевед и собиратель древностей. Он родился в Кузнецке, служил заведующим Абашевского рудника. Блынский был другом еще одного местного любителя старины — Дмитрия Ярославцева. Вместе они исследовали историю, флору и фауну Кузнецкой земли, подробно записывали свои находки и наблюдения и составили систематизированную коллекцию различных артефактов.
После смерти Ярославцева владельцем его обширного собрания стал Блынский, который в ноябре 1927 года передал и коллекцию, и собственный дом в дар городу. Так началась история краеведческого музея Новокузнецка.