Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История военной техники»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Остин-Путиловец

Время создания
1919
Размер
258x200x490 см
Техника
металл, резина, заводское производство
0
Открыть в приложении
#6

Остин-Путиловец — детище Первой мировой, герой гражданской войны.

Один из лучших по конструкции броневиков периода Первой мировой войны. Основа броневых сил Красной и белых армий в гражданской войне. Принимал участие в важнейших операциях 1919–1920 года — от обороны Петрограда до боев в Северной Таврии. Состоял на вооружении вплоть до 1931 года. Один из немногих бронеавтомобилей ПМВ, сохранившихся до наших дней.

«Остин-Путиловец» — это плод боевого союза двух стран в Первой мировой войне: бронеавтомобиль британской фирмы «Остин», спроектированный на Путиловском заводе в Петрограде (сейчас Санкт-Петербург), и венец эволюции бронеавтомобиля.

Стоит уточнить, что автомобили до Первой мировой обычно имели двигатели мощностью в 10–20, максимум 30–40 лошадиных сил — даже пятитонные грузовики.

#7

Для сравнения — на современные бронеавтомобили ставят двигатели мощностью до 450 «лошадей».
Отсюда и разница в боевых возможностях, и выпуск за несколько лет полутора тысяч машин считался вполне нормальным, если мы говорим не о конвейерах Генри Форда в США, а о заводах Европы.

То есть автомобили к началу Первой мировой войны, несмотря на регулярные испытания в различных армиях, все еще считались дорогой и потому редкой новинкой.

#8

Так, русская армия еще до мобилизации техники имела один из крупнейших автопарков в мире: 711 автомашин и 101 мотоцикл. Единственный в России автомобильный завод «Руссо-Балт» в 1913 году выпустил всего 127 машин.

Но потребности мировой войны оказались куда выше запланированных, особенно в новой технике.

Британские и бельгийские броневики уже успели отлично показать себя при первых боях августа 1914 года в Бельгии.
Поэтому логичным стала закупка автомобилей за границей, у союзников.

И уже 29 сентября 1914 года Россия в лице полковника Секретева заключила с английской фирмой «Остин» контракт на поставку 48 бронеавтомобилей. Благодаря большому опыту фирмы в производстве автомобилей уже к концу октября заказ был готов. А первые машины сделали еще раньше — к середине октября. Все потому, что броневики делали не полностью с нуля, а использовали готовые шасси, отработанные в производстве.

#3
На легковой автомобиль с самым мощным мотором в 30 «лошадей» и базой в 3,5 метра поставили листы брони толщиной 3–4 мм и по пулемёту «Максим» в двух башнях, плюс 40 коробок пулеметных лент — 10 000 патронов. Две башни — чтобы вести огонь одновременно в разные стороны, поражая пехоту противника. Для езды по бездорожью взяли массивные деревянные колёса «артиллерийского образца» и добавили специальные вездеходные шины в виде резиновых лент.

Уже первые бои «Остинов» показали, что толщина их брони недостаточна, поэтому Ижорский завод в Петрограде выпустил на замену листы брони в 6–7 мм. Естественно, масса броневиков выросла с 2,7 до почти 4 тонн.

Русские офицеры замечали недостатки броневиков и вносили свои предложения. По замечаниям из России в Британии удлинили рамы «Остинов», увеличили шины, усилили броню до 7 мм и поставили более мощный двигатель в 50 «лошадей».

Свои условия диктовала и особая тактика броневиков. Поскольку на поле боя тяжелым машинам трудно было развернуться, им в корму добавили второй руль с тросом, идущим к переднему рулевому колесу. Теперь «Остины» могли ехать в бой задним ходом, а уезжать передним — гораздо быстрее.

Впервые в мире на боевые машины установили пуленепробиваемые стекла из закаленного стекла с прокладками из целлулоида.

Поскольку везти готовые машины из Англии было весьма долго, логичным ходом стало налаживание выпуска броневиков в России. Шасси должны были поставить из Англии, броню — с Ижорского завода в Петрограде, а собрать — на Путиловском заводе.

К сентябрю 1916 года Путиловский завод уже разработал чертежи. К середине января 1917 года должны были быть готовы первые десять отечественных «Остинов». И далее выпуск по десять машин в месяц, общим счетом 60 пулемётных броневиков. Из них две трети — повышенной проходимости полугусеничные машины на шасси механика Кегресса, русского француза (подданного Франции, много лет жившего в России). Однако все эти радужные планы похоронила Февральская революция. Без шасси нет и броневиков, а шасси к февралю 1917 года успело приехать из Англии лишь 20 штук.

Только к марту 1918 года было забронировано, но не готово, два шасси, и еще три шасси готово наполовину. По сути, целый год был потерян из-за социальных катаклизмов.

К маю 1919 года Ижорский завод все еще имел заказ на бронирование 41 «Остина», а брони в наличии хватало всего лишь на 15–20 автомобилей.

Несмотря на печальную ситуацию с серийным выпуском, конструкция «русских Остинов» использовала весь накопленный к 1917 году боевой опыт.

Пулеметные башенки поставили по диагонали — правую чуть впереди, что увеличило углы обстрела. Крышу броневика сделали двускатной, чтобы стреляные пулеметные гильзы падали вниз и не могли случайно заклинить башню. Пулеметы могли стрелять и по самолетам, имея угол возвышения до 80 градусов. Оба водителя — переднего и заднего рулевого поста — получили улучшенный обзор. Поскольку вражеские пули и осколки, даже не пробивая броню, могли вызвать отколы с ее тыльной стороны, корпуса «Остинов» изнутри обили тонким войлоком, что позже назовут подбоем. Толщина брони доходила до 7,5 мм — несерьезно по нынешним временам, но весьма немало с учетом мощности двигателя всего в 50 лошадиных сил.

Полностью заправленный и оснащенный «Остин» весил 4,6 тонны и мог разогнаться до скорости в 55 км/ч. Экипаж броневика вырос до пяти человек: командир, два водителя и два пулеметчика.

В июне 1919 года из-за нехватки топлива на Ижорском заводе заказ на бронирование 41 «Остина» даже хотели передать на Сормовский завод в Нижнем Новгороде.

К сентябрю 1919 года Ижорский завод после невероятных перипетий гражданской войны все же выпустил 29 броневиков. Еще пять машин доделали из запаса 1917 года. Плюс пять полугусеничных броневиков «Остин-Кегресс» — еще семь доделали в 1920 году, не считая установки гусениц на один «Остин» английской бронировки.

Русские «Остины» опоздали на мировую войну, но, возможно, стали лучшими броневиками гражданской войны в России.

На 1 марта 1919 года «Остины» составляют примерно треть всех бронемашин Красной армии (110 машин из 369, включая небоеспособные). У белых армий Юга России летом того же года «Остины» составили половину парка — 18 из 37.

Три полугусеничных броневика осенью 1919 года помогают отразить наступление Юденича на Петроград.

Летом и осенью 1920 года «Остины» почти непрерывно участвуют в боях у Крыма в Северной Таврии.

Среди бурь гражданской войны «Остины» переходят из рук в руки по несколько раз, меняют оружие и шасси. Так, в армии Врангеля несколько броневиков получают 37-мм пушку Гочкиса с амбразурой в лобовом листе.

Всего один броневик мог сорвать атаку противника, захватить сотни пленных или артиллерийскую батарею. Звучит невероятно, но стоит учесть крохотную плотность войск в обстановке гражданской войны, а также изношенность оружия и недостаток боеприпасов. Внезапную атаку подвижной и бронированной машины часто просто нечем и некому было отражать.
К концу 1921 года у победившей Красной армии осталось, с учётом трофеев, примерно 109 «Остинов» всех версий.

Только в конце двадцатых годов заслуженные ветераны начали уступать место новым бронемашинам.

На 1 марта 1931 года в Красной армии все еще состояли на вооружении 78 колесных «Остинов» и четыре полугусеничных машины.

Один из русских «Остинов» вошел в историю самым необычным образом.

Когда в апреле 1917 года Ленин вернулся в Россию после многих лет эмиграции, он обратился к собравшимся на Финляндском вокзале Петрограда с речью, используя броневик местного гарнизона в роли импровизированной трибуны.

После смерти Ленина в 1924 году броневик «Остин» с именем «Спартак» хотели разыскать, чтобы изготовить памятник, но следы его уже затерялись.

И только в 1939 году нашли подходящий броневик. Машину тщательно отремонтировали и в 1940 году поставили на постамент у музея Ленина в Ленинграде. Броневик успешно пережил блокаду во время Великой Отечественной войны.

Затем машину еще несколько раз реставрировали и перемещали с места на место, пока в 1992 году ее не «приютил» Музей артиллерии.

Но по характерным башням, стоящим диагонально, а не рядом, как на английских машинах, историки установили, что это броневик типа «русский Остин». По документам, он был выпущен в июне 1919 года, то есть более чем два года спустя после речи Ленина. Таким образом, Ленин никак не мог выступать именно с этой машины.

С другой стороны, броневику с личным именем «Враг капитала» несказанно повезло. Это одна из первых машин «русской бронировки» выпуска Ижорского завода. Она сражалась с поляками в 1920 году, а после избежала отправки на переплавку.

Если бы не слава «ленинского броневика», сейчас у нас не было бы подлинной боевой машины более чем вековой давности. Образцы настолько древней военной техники в мире можно пересчитать по пальцам одной руки.

А полугусеничные «Остин-Кегрессы» обрели бессмертие на экране: именно они в фильме «Разгром Юденича» стали первенцами бронетехники, выпущенной в Советской России (хотя в этом кино британским «ромбам» противостояли скорее всего качественные макеты, а не реальная техника).

Именно «ленинский» броневик в 1967 году, к юбилею революции, послужил основой для изготовления полноразмерной копии броневика по заказу музея в Кубинке. Сейчас он стоит в парке «Патриот». Хоть это и не настоящий «Остин-Путиловец» — но максимально близкая к нему копия, сделанная более полувека назад, то есть сама по себе исторически ценная.

#4

Остин-Путиловец

#5
Технические характеристики  
Название краткое «Остин-Путиловец»
Название полное Бронеавтомобиль «Остин-Путиловец»
Страна РСФСР
Вид техники Бронеавтомобиль 
год разработки 1917
год производства 1919
серийность Серийный 
Изготовлено (в штуках) 34 колесных и 12 полугусеничных Остин-Кегресс
Вес4,6 тонны 
Бронирование 
Применяемая броня Катаная гомогенная 
Корпус вертикальная броня 7,5 мм
Корпус горизонтальная броня4 мм
Подвижность           55 км/ч 
Запас хода на одном баке 200 км
Мощность двигателя 50 л. с. 
Огневая мощь 
Вооружение № 1 Два 7,62-мм пулемета «Максим» 
Боекомплект вооружения № 1 10 000 патронов
Интересные факты
Экипаж 5 человек 
Интересные факты 1Наиболее массовый тип бронеавтомобиля в гражданской войне в России 
Интересные факты 2Состоял на вооружении Красной армии до 1931 года 
Интересные факты 3Благодаря второму рулю в корме мог идти в бой задним ходом 
Интересные факты 4Мог вести зенитный огонь при наличии специальных станков для пулеметов 
Интересные факты 5Единственный сохранившийся до наших дней экземпляр был сбережен как «ленинский броневик» (хотя выступать с выпущенной в 1919 году машины Ленин в 1917 не мог)
читать дальшескрыть

Остин-Путиловец

Время создания
1919
Размер
258x200x490 см
Техника
металл, резина, заводское производство
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%