На легковой автомобиль с самым мощным мотором в 30 «лошадей» и базой в 3,5 метра поставили листы брони толщиной 3–4 мм и по пулемёту «Максим» в двух башнях, плюс 40 коробок пулеметных лент — 10 000 патронов. Две башни — чтобы вести огонь одновременно в разные стороны, поражая пехоту противника. Для езды по бездорожью взяли массивные деревянные колёса «артиллерийского образца» и добавили специальные вездеходные шины в виде резиновых лент.
Уже первые бои «Остинов» показали, что толщина их брони недостаточна, поэтому Ижорский завод в Петрограде выпустил на замену листы брони в 6–7 мм. Естественно, масса броневиков выросла с 2,7 до почти 4 тонн.
Русские офицеры замечали недостатки броневиков и вносили свои предложения. По замечаниям из России в Британии удлинили рамы «Остинов», увеличили шины, усилили броню до 7 мм и поставили более мощный двигатель в 50 «лошадей».
Свои условия диктовала и особая тактика броневиков. Поскольку на поле боя тяжелым машинам трудно было развернуться, им в корму добавили второй руль с тросом, идущим к переднему рулевому колесу. Теперь «Остины» могли ехать в бой задним ходом, а уезжать передним — гораздо быстрее.
Впервые в мире на боевые машины установили пуленепробиваемые стекла из закаленного стекла с прокладками из целлулоида.
Поскольку везти готовые машины из Англии было весьма долго, логичным ходом стало налаживание выпуска броневиков в России. Шасси должны были поставить из Англии, броню — с Ижорского завода в Петрограде, а собрать — на Путиловском заводе.
К сентябрю 1916 года Путиловский завод уже разработал чертежи. К середине января 1917 года должны были быть готовы первые десять отечественных «Остинов». И далее выпуск по десять машин в месяц, общим счетом 60 пулемётных броневиков. Из них две трети — повышенной проходимости полугусеничные машины на шасси механика Кегресса, русского француза (подданного Франции, много лет жившего в России). Однако все эти радужные планы похоронила Февральская революция. Без шасси нет и броневиков, а шасси к февралю 1917 года успело приехать из Англии лишь 20 штук.
Только к марту 1918 года было забронировано, но не готово, два шасси, и еще три шасси готово наполовину. По сути, целый год был потерян из-за социальных катаклизмов.
К маю 1919 года Ижорский завод все еще имел заказ на бронирование 41 «Остина», а брони в наличии хватало всего лишь на 15–20 автомобилей.
Несмотря на печальную ситуацию с серийным выпуском, конструкция «русских Остинов» использовала весь накопленный к 1917 году боевой опыт.
Пулеметные башенки поставили по диагонали — правую чуть впереди, что увеличило углы обстрела. Крышу броневика сделали двускатной, чтобы стреляные пулеметные гильзы падали вниз и не могли случайно заклинить башню. Пулеметы могли стрелять и по самолетам, имея угол возвышения до 80 градусов. Оба водителя — переднего и заднего рулевого поста — получили улучшенный обзор. Поскольку вражеские пули и осколки, даже не пробивая броню, могли вызвать отколы с ее тыльной стороны, корпуса «Остинов» изнутри обили тонким войлоком, что позже назовут подбоем. Толщина брони доходила до 7,5 мм — несерьезно по нынешним временам, но весьма немало с учетом мощности двигателя всего в 50 лошадиных сил.
Полностью заправленный и оснащенный «Остин» весил 4,6 тонны и мог разогнаться до скорости в 55 км/ч. Экипаж броневика вырос до пяти человек: командир, два водителя и два пулеметчика.
В июне 1919 года из-за нехватки топлива на Ижорском заводе заказ на бронирование 41 «Остина» даже хотели передать на Сормовский завод в Нижнем Новгороде.
К сентябрю 1919 года Ижорский завод после невероятных перипетий гражданской войны все же выпустил 29 броневиков. Еще пять машин доделали из запаса 1917 года. Плюс пять полугусеничных броневиков «Остин-Кегресс» — еще семь доделали в 1920 году, не считая установки гусениц на один «Остин» английской бронировки.
Русские «Остины» опоздали на мировую войну, но, возможно, стали лучшими броневиками гражданской войны в России.
На 1 марта 1919 года «Остины» составляют примерно треть всех бронемашин Красной армии (110 машин из 369, включая небоеспособные). У белых армий Юга России летом того же года «Остины» составили половину парка — 18 из 37.
Три полугусеничных броневика осенью 1919 года помогают отразить наступление Юденича на Петроград.
Летом и осенью 1920 года «Остины» почти непрерывно участвуют в боях у Крыма в Северной Таврии.
Среди бурь гражданской войны «Остины» переходят из рук в руки по несколько раз, меняют оружие и шасси. Так, в армии Врангеля несколько броневиков получают 37-мм пушку Гочкиса с амбразурой в лобовом листе.
Всего один броневик мог сорвать атаку противника, захватить сотни пленных или артиллерийскую батарею. Звучит невероятно, но стоит учесть крохотную плотность войск в обстановке гражданской войны, а также изношенность оружия и недостаток боеприпасов. Внезапную атаку подвижной и бронированной машины часто просто нечем и некому было отражать.
К концу 1921 года у победившей Красной армии осталось, с учётом трофеев, примерно 109 «Остинов» всех версий.
Только в конце двадцатых годов заслуженные ветераны начали уступать место новым бронемашинам.
На 1 марта 1931 года в Красной армии все еще состояли на вооружении 78 колесных «Остинов» и четыре полугусеничных машины.
Один из русских «Остинов» вошел в историю самым необычным образом.
Когда в апреле 1917 года Ленин вернулся в Россию после многих лет эмиграции, он обратился к собравшимся на Финляндском вокзале Петрограда с речью, используя броневик местного гарнизона в роли импровизированной трибуны.
После смерти Ленина в 1924 году броневик «Остин» с именем «Спартак» хотели разыскать, чтобы изготовить памятник, но следы его уже затерялись.
И только в 1939 году нашли подходящий броневик. Машину тщательно отремонтировали и в 1940 году поставили на постамент у музея Ленина в Ленинграде. Броневик успешно пережил блокаду во время Великой Отечественной войны.
Затем машину еще несколько раз реставрировали и перемещали с места на место, пока в 1992 году ее не «приютил» Музей артиллерии.
Но по характерным башням, стоящим диагонально, а не рядом, как на английских машинах, историки установили, что это броневик типа «русский Остин». По документам, он был выпущен в июне 1919 года, то есть более чем два года спустя после речи Ленина. Таким образом, Ленин никак не мог выступать именно с этой машины.
С другой стороны, броневику с личным именем «Враг капитала» несказанно повезло. Это одна из первых машин «русской бронировки» выпуска Ижорского завода. Она сражалась с поляками в 1920 году, а после избежала отправки на переплавку.
Если бы не слава «ленинского броневика», сейчас у нас не было бы подлинной боевой машины более чем вековой давности. Образцы настолько древней военной техники в мире можно пересчитать по пальцам одной руки.
А полугусеничные «Остин-Кегрессы» обрели бессмертие на экране: именно они в фильме «Разгром Юденича» стали первенцами бронетехники, выпущенной в Советской России (хотя в этом кино британским «ромбам» противостояли скорее всего качественные макеты, а не реальная техника).
Именно «ленинский» броневик в 1967 году, к юбилею революции, послужил основой для изготовления полноразмерной копии броневика по заказу музея в Кубинке. Сейчас он стоит в парке «Патриот». Хоть это и не настоящий «Остин-Путиловец» — но максимально близкая к нему копия, сделанная более полувека назад, то есть сама по себе исторически ценная.