Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Смоленщина в годы ВОВ 1941–1945 гг.»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Остатки винта и обшивки самолета «ЯК-9»

Время создания
1942
Место создания
г. Москва, г. Новосибирск, г. Омск
Размер
290x16,4x22,5 см
обшивка: 17х22,5х78,5 см, диаметр – 290 см
Техника
металл
0
Открыть в приложении
#2
Александр Георгиевич Берко родился 27 сентября 1910 года в селе Коренево (ныне — Курская область). После окончания семи классов работал бурильщиком.
 
В 1931 году был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. В 1934 году окончил 4-ю военную школу авиационных техников, а в 1939 году — Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова. Служил лётчиком 20-го истребительного авиационного полка.
С начала Великой Отечественной войны — на её фронтах. Вскоре стал заместителем командира эскадрильи. Совершал боевые вылеты на воздушную разведку, сопровождение, перехват вражеских самолётов, патрулирование, штурмовку наземных сил. Только за первый период войны совершил 80 боевых вылетов, лично сбив 4 вражеских самолёта.
 
4 ноября 1941 года командир 61-й авиационной дивизии полковник Ухов представил Берко к званию Героя Советского Союза, однако вышестоящее командование снизило статус награды до ордена Красного Знамени.
 
В ноябре 1941 года Берко стал командиром эскадрильи 744-го (с мая 1943 года — 86-го гвардейского) истребительного авиационного полка. 18 июля 1942 года в очередном воздушном бою получил ожоги ног 1-й и 2-й степеней. Всего же за время войны он был трижды сбит. Так, при проведении штурмовки в районе города Ельца он был подбит вражеской зенитной артиллерией и сел на вынужденную посадку на линии фронта. Не дожидаясь эвакуационной команды, Берко сам сумел вытащить свой самолёт из-под обстрела, чем спас его от уничтожения. В последующие три дня боевая машина была восстановлена при его непосредственном участии.
 
К февралю 1943 года на его счету было уже 183 боевых вылетов, 21 воздушный бой, лично сбитых 10 самолётов. Кроме того, при штурмовках капитан Берко уничтожил около 685 солдат и офицеров противника, около 86 автомашин, 23 повозки, 1 цистерну с топливом, 9 зенитных орудий, 12 пулемётов.

1 февраля 1943 года командир 744-го истребительного авиационного полка майор Найдёнов во второй раз представил его к званию Героя Советского Союза, но вышестоящее командование опять снизило статус награды, на сей раз до ордена Отечественной войны 1-й степени.
 
1 мая 1943 года командир полка подполковник Найдёнов вновь представил майора Берко к званию Героя Советского Союза за лично сбитые 11 вражеских самолётов и нанесённые потери врагу при проведении 61 штурмовки. Вышестоящее командование вновь снизило статус награды до ордена Красного Знамени.
 
В сентябре 1943 года штурман 42-го авиаполка майор Берко активно участвовал в освобождении Смоленской области в районе Ярцева и Духовщины. 6 сентября 1943 года во время выполнения очередного боевого вылета пропал без вести. Лишь спустя тридцать лет выяснилась его судьба. В тот день Берко вступил в бой с 3 немецкими самолетами. Его Як-9 был подбит и упал у деревни Фалисы Духовщинского района Смоленской области.
 
На месте гибели летчика 9 мая 1974 года установили обелиск. Его именем названа одна из железнодорожных станций в Духовщинском районе Смоленской области.
 
Похоронен в братской могиле на центральной площади города Духовщины Смоленской области.

Награждён: тремя орденами Красного Знамени (18.09.1941, 10.11.1941, 16.07.1943), орденом Отечественной войны 1-й степени (03.03.1943).
читать дальшескрыть

Остатки винта и обшивки самолета «ЯК-9»

Время создания
1942
Место создания
г. Москва, г. Новосибирск, г. Омск
Размер
290x16,4x22,5 см
обшивка: 17х22,5х78,5 см, диаметр – 290 см
Техника
металл
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%