#1
Остановка «Кирова»
#5
#2
Вообще-то остановка, «Кирова», находится вовсе не на улице имени Кирова, а на Советском проспекте. Раньше она называлась «Цирк». На самой же улице Кирова, которая в 1934 году получила имя пламенного революционера, вообще нет остановок. А вот Советский проспект — это одна из главных транспортных магистралей, старейшая улица города.
В начале ХХ века, т. е. при царе-батюшке, эта улица называлась Никольская. Примерно там, где сегодня располагается главное здание областной администрации, стояла церковь во имя святого Николая Чудотворца. Отсюда и название улицы — Никольская. Но в 1920 году, когда в городе установилась советская власть, эта улица получила новое название — Советская.
Хотя ретивые большевики неустанно твердили о пролетарском происхождении города, люди, которые жили в то время в Кемерове, по сути, являлись городскими крестьянами. И оставались таковыми на протяжении многих десятилетий.
Практически все горожане, включая шахтеров и заводских рабочих, держали коров и мелкий домашний скот. Многие — лошадей. С ранней весны и до поздней осени кемеровчане отправляли животных на выпас. Самые сочные заливные луга располагались за коксохимзаводом и в районе Мозжухи. Каждое утро пастухи вели скот по улице Советской — на пастбища. Поэтому в обиходе кемеровчане называли улицу Советскую — Скотопрогонной. Или — Скотобойной, поскольку на этой улице располагалась еще и скотобойня.
В 30–50-е годы Кемеровский горсовет регулярно принимал постановления, «запрещающие свободное хождение коров по центральным улицам города: Советской, Кирова и Н. Островского».
В начале ХХ века, т. е. при царе-батюшке, эта улица называлась Никольская. Примерно там, где сегодня располагается главное здание областной администрации, стояла церковь во имя святого Николая Чудотворца. Отсюда и название улицы — Никольская. Но в 1920 году, когда в городе установилась советская власть, эта улица получила новое название — Советская.
Хотя ретивые большевики неустанно твердили о пролетарском происхождении города, люди, которые жили в то время в Кемерове, по сути, являлись городскими крестьянами. И оставались таковыми на протяжении многих десятилетий.
Практически все горожане, включая шахтеров и заводских рабочих, держали коров и мелкий домашний скот. Многие — лошадей. С ранней весны и до поздней осени кемеровчане отправляли животных на выпас. Самые сочные заливные луга располагались за коксохимзаводом и в районе Мозжухи. Каждое утро пастухи вели скот по улице Советской — на пастбища. Поэтому в обиходе кемеровчане называли улицу Советскую — Скотопрогонной. Или — Скотобойной, поскольку на этой улице располагалась еще и скотобойня.
В 30–50-е годы Кемеровский горсовет регулярно принимал постановления, «запрещающие свободное хождение коров по центральным улицам города: Советской, Кирова и Н. Островского».
Выводить скот на улицу можно было только на веревке. При горисполкоме даже было создано Управление Индивидуального Животноводства, которое занималось организацией городских пастбищ, государственной регистрацией скота. В 1940 году в Кемерове на учете состояло 5 тысяч коров.
Что же касается других участников уличного движения, например, автомобилей, то их в городе было в 5 раз меньше, чем коров, т. е. 1 тысяча. Включая грузовые, легковые автомобили, автобусы и даже 2 такси. Если учесть, что в Кемерове перед войной проживало 140 тысяч человек, то получается, что на 140 жителей имелся всего 1 автомобиль.
Так как асфальт в Кемерове не производился, то стоил он очень дорого. Его использовали, главным образом, в качестве полового покрытия в общественных зданиях. Например, во Дворце труда. Поэтому для мощения дорог применялся дикий тычковый камень. Благо в окрестностях города его было предостаточно.
В 1928 году была замощена главная городская магистраль — улица Советская.
Проспектом же улица Советская стала называться в 1957 году, когда были построены красивые многоэтажные дома в стиле сталинской неоклассики. Кстати, многие здания на Советском проспекте являются памятниками архитектуры.
Что же касается других участников уличного движения, например, автомобилей, то их в городе было в 5 раз меньше, чем коров, т. е. 1 тысяча. Включая грузовые, легковые автомобили, автобусы и даже 2 такси. Если учесть, что в Кемерове перед войной проживало 140 тысяч человек, то получается, что на 140 жителей имелся всего 1 автомобиль.
Так как асфальт в Кемерове не производился, то стоил он очень дорого. Его использовали, главным образом, в качестве полового покрытия в общественных зданиях. Например, во Дворце труда. Поэтому для мощения дорог применялся дикий тычковый камень. Благо в окрестностях города его было предостаточно.
В 1928 году была замощена главная городская магистраль — улица Советская.
Проспектом же улица Советская стала называться в 1957 году, когда были построены красивые многоэтажные дома в стиле сталинской неоклассики. Кстати, многие здания на Советском проспекте являются памятниками архитектуры.
#4
Автор аудиогида Владимир Сухацкий
Фотографии Александра Патрина
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
164

Открыть в приложении
Поделиться