Мужской охотничий пояс с ножнами сделан в конце XIX — начале XX века. Такой ремень, украшенный металлическими накладками в виде бляшек, называют наборным поясом.
#6
#12
Ремень сделан из кожи. На его внешней стороне располагаются три ряда металлических бляшек. Изделие украшено медными подвесками и цепочками, которые свободно висят и переплетаются между собой. С правой стороны к цепочкам прикреплены деревянные ножны в медной обкладке в виде узких ленточек. Слева подвешен кожаный мешочек, в котором лежало точило для ножа. В середине пояса располагается ажурная пряжка. На одной стороне пряжки прорезаны отверстия, а на другой находится выступ, похожий на крючок. Крючок зацеплялся за прорези, и пояс застёгивался.
#8
Этот предмет снаряжения был популярен среди жителей Уральского Севера. Помимо охоты, его надевали на праздничные гулянья и во время военных столкновений. Охотничий пояс был знаком достоинства мужчины.
Его облик формировался с глубокой древности, когда металлические элементы на кожаной одежде выполняли функцию доспехов. У народов ханты и манси подобный пояс был единственным украшением в мужском наряде.
<br>
#10
Элементы пояса
#7
Этот элемент костюма появился в начале новой эры. Наборные пояса шили из цельной полосы лосиной, конской или коровьей шкуры. Иногда у народов Севера материалом для ремня служила ровдуга — замша из лосиной или оленьей кожи.
#9
В конце XIX — начале ХХ веков металлические бляшки для наборных поясов жителей Западной Сибири изготавливали мастера из оседлой части народа коми. Эти люди проживали в деревнях, занимались животноводством и земледелием. При таком образе жизни им удавалось передавать ремесленные традиции из поколения в поколение. Мастера изготавливали литые ажурные накладные пластины и бляхи, которые украшали не только наборные пояса, но и другие элементы народных костюмов хантов, манси и коми-оленеводов.
#4
Металлические бляшки делали в земляных формах по глиняной или деревянной модели. Это одна из самых древних техник по литью металла. Для отливки мастер брал модель и из формовочной смеси создавал литейную форму, которую потом заливал расплавленным металлом. Готовую форму плавили в печи в специальном графитовом котле. Коми пользовались привозным русским металлом, который состоял из различных бронзовых сплавов, чугуна и бронзы. Формовочные смеси отличались по составу в зависимости от региона, культуры и даже мастера. Изготовители бляшек держали состав в секрете. У коми основным материалом для формовочной смеси был чернозём, песок и глина, смешанные с обожжённым навозом. После извлечения изделия земляная форма разрушалась, и для следующей пластины надо было делать новую.
#13
Использование
#11
Наборный пояс надевался поверх мужской верхней одежды. На его лицевую сторону прикреплялись различные предметы, которые могли понадобиться на охоте или в бою. Это были нож в ножнах, кинжал, камень для заточки ножа, кремень, точило. Наборные украшения пояса могли многое сказать о своём владельце. Пояс были обязаны носить все мужчины, кроме стариков и детей.
#14
Свердловский областной краеведческий музей им. О.Е. Клера
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Охотничий пояс с ножнами
Время создания
Конец XIX - начало ХХ вв.
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться