Традиционной нижней нательной одеждой нганасанских женщин были комбинезоны: зимние шились из оленьей шкуры с подстриженным ворсом, мехом внутрь, летние без рукавов («хонi"э» — фоние) — из ровдуги, то есть замши из кожи оленя или лося.
Комбинезон, сшитый нитками из сухожилий, состоит из двух половин, которые соединяются в центре спинки и переда; боковые швы отсутствуют.
Продержки в нижних краях штанин затягиваются под коленом поверх голенищ.
Многие элементы одежды играли роль оберегов. Таковы ровдужный черно-красный пояс с бахромой, пришитый на одежду спереди, и бодямо.
Бодямо — медные дугообразные пластинки (здесь их пять) со штампованным орнаментом, подвешенные на груди на ремешках из ровдуги, — передавались из поколения в поколение по женской линии; по их количеству узнавали статус женщины. Бодямо считались своеобразным „документом“ женщины, их берегли.
Крупное медное кольцо справа от бодямо использовалось как держатель для различных вещей. На цепочках из крученых кованых дротов, загнутых восьмеркой, и медных колечек к нему подвешивали кресало, прочистку для курительной трубки и женский кисет для табака.
Кисет с пуговицей в центре раскрашен в черный и красный цвета, украшен вышивкой подшейным волосом и бисером. Снизу подвешены бусы.
Слева от бодямо подвязан игольник — ровдужные ремешки с надетыми на них трубочками из желтой меди, украшенными кольцевыми канавками. Трубочки служили чехлами: их оттягивали вверх, втыкали иголки в замшу и снова закрывали медными „предохранителями“. Соскальзыванию игл препятствовали восьмилучевые подвески на концах ремешков. Наперсток носили в специальном мешочке на левом боку.
На штанинах закреплены ремешками из ровдуги и соединены сверху и снизу красными ровдужными лентами медные трубочки с кольцами, изначально — по семь штук на каждой штанине (на этой модели одна утеряна). Эта конструкция одновременно служила сильным оберегом, упором при переноске грузов, а также упором для кроильной или разделочной доски во время шитья или приготовления пищи.
Комбинезон, сшитый нитками из сухожилий, состоит из двух половин, которые соединяются в центре спинки и переда; боковые швы отсутствуют.
Продержки в нижних краях штанин затягиваются под коленом поверх голенищ.
Многие элементы одежды играли роль оберегов. Таковы ровдужный черно-красный пояс с бахромой, пришитый на одежду спереди, и бодямо.
Бодямо — медные дугообразные пластинки (здесь их пять) со штампованным орнаментом, подвешенные на груди на ремешках из ровдуги, — передавались из поколения в поколение по женской линии; по их количеству узнавали статус женщины. Бодямо считались своеобразным „документом“ женщины, их берегли.
Крупное медное кольцо справа от бодямо использовалось как держатель для различных вещей. На цепочках из крученых кованых дротов, загнутых восьмеркой, и медных колечек к нему подвешивали кресало, прочистку для курительной трубки и женский кисет для табака.
Кисет с пуговицей в центре раскрашен в черный и красный цвета, украшен вышивкой подшейным волосом и бисером. Снизу подвешены бусы.
Слева от бодямо подвязан игольник — ровдужные ремешки с надетыми на них трубочками из желтой меди, украшенными кольцевыми канавками. Трубочки служили чехлами: их оттягивали вверх, втыкали иголки в замшу и снова закрывали медными „предохранителями“. Соскальзыванию игл препятствовали восьмилучевые подвески на концах ремешков. Наперсток носили в специальном мешочке на левом боку.
На штанинах закреплены ремешками из ровдуги и соединены сверху и снизу красными ровдужными лентами медные трубочки с кольцами, изначально — по семь штук на каждой штанине (на этой модели одна утеряна). Эта конструкция одновременно служила сильным оберегом, упором при переноске грузов, а также упором для кроильной или разделочной доски во время шитья или приготовления пищи.