Долганы — самая многочисленная группа коренного населения Таймырского муниципального района.
Их происхождение исследовал профессор Борис Осипович Долгих, один из крупнейших специалистов по истории и этнографии народов Сибири. В своих исследованиях он пришел к выводу, что эта народность начала образовываться в XVIII — второй половине XIX века, став, таким образом, самой молодой народностью Таймыра. Свое название долганы получили от эвенкийского рода «Долган», но, помимо эвенков, в их этногенезе присутствуют якуты и «затундренные» русские крестьяне.
Первыми из народов Таймыра долганы освоили шитье одежды из ткани: мужчины носили рубахи и штаны русского покроя, женщины — юбки, кофты и платья с надетым поверх основной одежды закрытым фартуком. Оригинальные долганские наряды делались однослойными, с удлиненным в задней части подолом.
Приступая к шитью, мастерицы сначала подбирали шкуры с одинаковым коротким ворсом. Затем выверяли размеры, ориентируясь на длину пальцев, не используя выкройки. Верхнюю одежду искусно украшали бисером и цветными нитками, меховой мозаикой и инкрустацией. Мужские и женские шапки и обувь украшали бисером, среди женщин были популярны украшения из металла.
Долганская женская верхняя одежда состояла из распашной парки и меховой шубы — подклада из песцового или заячьего меха.
Эта женская парка «ардайдак хангыйак» сшита из оленьих шкур темного цвета (неблюя) мехом наружу. Спинка отрезная по талии, с подрезными боками в виде полукруглых клинышков, идущих от плеч до пояса; от нижнего края клинышков подол парки присборен. Узкие рукава прямого покроя заканчиваются манжетами из полос красного и желтого ситца, прямо к ним пришиты рукавицы из камуса (шерсти с ног оленя).
Ворот, край пол и подола обшиты лисьим мехом. Полы и подол окантованы широкой каймой из черного сукна, расшитой цветным бисером: поперечными полосками, шевронами и орнаментом в виде ломаной линии. Широкая кайма, вышитая разноцветным бисером, проходит вдоль пол и всего стана, впереди полоса чуть уже. Завершают декор одежды подвески из медных трубочек и крупных бус, пришитые на спинке.
Их происхождение исследовал профессор Борис Осипович Долгих, один из крупнейших специалистов по истории и этнографии народов Сибири. В своих исследованиях он пришел к выводу, что эта народность начала образовываться в XVIII — второй половине XIX века, став, таким образом, самой молодой народностью Таймыра. Свое название долганы получили от эвенкийского рода «Долган», но, помимо эвенков, в их этногенезе присутствуют якуты и «затундренные» русские крестьяне.
Первыми из народов Таймыра долганы освоили шитье одежды из ткани: мужчины носили рубахи и штаны русского покроя, женщины — юбки, кофты и платья с надетым поверх основной одежды закрытым фартуком. Оригинальные долганские наряды делались однослойными, с удлиненным в задней части подолом.
Приступая к шитью, мастерицы сначала подбирали шкуры с одинаковым коротким ворсом. Затем выверяли размеры, ориентируясь на длину пальцев, не используя выкройки. Верхнюю одежду искусно украшали бисером и цветными нитками, меховой мозаикой и инкрустацией. Мужские и женские шапки и обувь украшали бисером, среди женщин были популярны украшения из металла.
Долганская женская верхняя одежда состояла из распашной парки и меховой шубы — подклада из песцового или заячьего меха.
Эта женская парка «ардайдак хангыйак» сшита из оленьих шкур темного цвета (неблюя) мехом наружу. Спинка отрезная по талии, с подрезными боками в виде полукруглых клинышков, идущих от плеч до пояса; от нижнего края клинышков подол парки присборен. Узкие рукава прямого покроя заканчиваются манжетами из полос красного и желтого ситца, прямо к ним пришиты рукавицы из камуса (шерсти с ног оленя).
Ворот, край пол и подола обшиты лисьим мехом. Полы и подол окантованы широкой каймой из черного сукна, расшитой цветным бисером: поперечными полосками, шевронами и орнаментом в виде ломаной линии. Широкая кайма, вышитая разноцветным бисером, проходит вдоль пол и всего стана, впереди полоса чуть уже. Завершают декор одежды подвески из медных трубочек и крупных бус, пришитые на спинке.