В художественном собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина хранится работа русского художника-гравера Павла Ивановича Мейера «Одесса. Вид первого городского театра».
Театр оперы и балета был построен по проекту французского архитектора Жана-Франсуа Тома де Томона. В «Трактате об искусстве» автор так описывает свое произведение: «Фасад этого театра представляет небольшой греческий храм. Он имеет шесть колонн ионического ордера, стоящих на цоколе, середина которого является выходом в вестибюль, ведущий в партер и коридор театра. Имеется три главных входа и шесть выходов». Впоследствии одесский архитектор Фраполли несколько изменил проект. Портик стал более торжественным и во всю ширину здания, вместо дорогостоящих фигур муз появились гирлянды и фриз. В ночь на 2 января 1873 года театр полностью сгорел и был построен заново по проекту венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера. Открытие нового театра оперы и балета состоялось 1 октября 1887 года.
Пушкин приехал в Одессу в начале июля 1823 года. Тогда в театре давала представление итальянская оперная труппа, возглавляемая Бонавальо, с примадонной Аделиной Каталани. Также шли оперы Россини «Севильский цирюльник», «Севильский цирюльник», «Итальянка в Алжире», «Сорока-воровка», «Турок в Италии», «Золушка», «Семирамида». Аделина Каталани гастролировала весной 1820 года в Петербурге, где 26 и 31 мая дала два концерта. Тогда Пушкину не удалось ее услышать. Зато в Одессе он мог насладиться ее пением в полной мере. Михаил Дмитриевич Бутурлин вспоминал: