Этот необычный портрет Николая Васильевича Гоголя выполнен с натуры 18 апреля 1836 года за кулисами Александринского театра в Петербурге. Его написал актер Пётр Андреевич Каратыгин во время последней репетиции перед премьерой «Ревизора». Надпись «Гоголь в 1835 году», имеющаяся на рисунке, сделана рукой неизвестного лица.
Н.В. Гоголь на репетиции «Ревизора»
Гоголь был сильно встревожен и, видимо, расстроен… Нескромную веселость возбуждала не комедия, но ее автор. Невысокого роста блондин с огромным тупеем, в золотых очках на длинном птичьем носу, с прищуренными глазами и плотно сжатыми, как бы стиснутыми губами. Зеленый фрак с длинными фалдами и мелкими перламутровыми пуговицами, коричневые брюки и высокая шляпа-цилиндр, которую Гоголь то порывисто снимал, запуская пальцы в свой тупей, то вертел в руках, все это придавало фигуре великого писателя нечто карикатурное. Никто не догадывался, какой великий талант скрывался в этом слабом теле, какие страдания он испытывал, предугадывая, что ни актеры-исполнители, ни большинство публики не оценят и не поймут «Ревизора» при его первом представлении.
Именно вместе со статьей Каратыгина-младшего портрет Гоголя был впервые опубликован. В Пушкинский Дом портрет поступил из коллекции Павла Дашкова в 1919 году.
В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.
Известно, что на премьере спектакля присутствовал государь. Он, по свидетельствам современников, хохотал и по окончании пьесы заявил:
Тут всем досталось, а больше всего — мне!
С тех пор до конца жизни Гоголь получал от Николая финансовые субсидии, которые испрашивал для него поэт Василий Жуковский.