На протяжении 1920-х годов Булгаков ежедневно просматривал газеты и вырезал заметки с упоминанием своего имени или отзывами на свои произведения. Газетные вырезки поставляло писателю специальное «Бюро газетных вырезок». Все эти материалы Михаил Афанасьевич затем вклеивал в отдельный альбом.
Ножницы М.А. Булгакова
Как жаль, что я не помню, в какое именно число сентября я приехал два года тому назад в Москву. Два года! Многое ли изменилось за это время? Конечно, многое.
Поэтому и альбом с вырезками он начинает с символической даты литературного дебюта в газете «Грозный» с фельетоном «Грядущие перспективы», который состоялся в 1919 году. Хотя хранить у себя белогвардейскую прессу было опасно, Булгаков вырезал из номера фрагмент со своей публикацией и поместил на первой странице альбома. Дальше в альбоме следовали даты, размеченные синим и красным карандашами. Весь альбом писателя испещрен синими и красными подчеркиваниями и восклицательными знаками. Больше всего вырезок приходится на 1926-й — год премьеры пьес «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира». Этот альбом Булгаков хранил на нижних полках в своем кабинете на Большой Пироговской.
В письме правительству СССР в марте 1930 года Михаил Афанасьевич писал:
Произведя анализ моих альбомов вырезок, я обнаружил в прессе СССР за десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных было 3, враждебно-ругательных — 298. Последние 298 представляют собой зеркальное отражение моей писательской жизни.
Друг Булгакова, сценарист и драматург Сергей Ермолинский вспоминал:
Имена своих «критиков» он запоминал и запомнил на всю жизнь. Передал Лене, как эстафету, весь черный список этих имен. Она наизусть их знала. Назовешь, бывало, имя вроде бы доброжелательное, а она тут же — «ах, ну да, помню, это тот самый…».
Ножницами Михаила Афанасьевича впоследствии пользовалась вторая жена Булгакова Любовь Белозерская.