Канцелярский серебряный нож в «русском стиле». Литая ручка выполнена в форме головы былинного богатыря, лезвие имеет заоваленную форму. Яркий образец декоративно-прикладного искусства отсылает нас к произведению А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», а именно — персонажу говорящая голова (брат колдуна Черномора, охранявший волшебный меч):
Нож для бумаги
… И я был витязь удалой.
В кровавых битвах супостата
себе я равного не зрел…
На рубеже XIX–XX веков в России были в моде произведения искусства «в оригинальном русском стиле», когда художники разных направлений, и в живописи, и в скульптуре, и в декоративно-прикладном искусстве вдохновлялись образами народных героев из сказок, былин, а также эпическими сюжетами русской истории.
Сам по себе нож — древнее орудие, но канцелярский нож появился сравнительно недавно. Сначала для разрезания книжных страниц, вскрытия писем и конвертов использовали обыкновенные бытовые ножи или военные клинки и кинжалы. Специальные ножи, предназначенные для разрезания бумаги, появились в ХVIII веке, и были повсеместно распространены в ХIХ в. Их стали называть канцелярскими ножами. Многие из них являются настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства. У этих предметов было два забытых сейчас названия: «плиссуар» (от французского plisse — складка) и «page turner» — переворачиватель страниц.
Нож из «Золотой кладовой» изготовлен на киевской фабрике Иосифа Абрамовича Маршака. Фабрика стоит в одном ряду с известнейшими ювелирными фирмами Российской империи конца XIX — начала XX вв. Иосиф Маршак основал свое предприятие в 1878 году в возрасте всего 24 лет. Апофеоз его признания пришелся на 1910-е годы, во время вояжа императора в Киев в 1911 году и Киевской выставки 1913 года. Украшения Иосифа Маршака отличают отменное качество и чистота работы, редкое изящество и художественный вкус. С Иосифом Маршаком был знаком и Карл Фаберже, они встречались в Киеве, где у Фаберже в 1906–1911 годах был свой магазин и мастерская. Кстати, о конкурентоспособности изделий Маршака с петербургскими фирмами говорит тот факт, что в значительной мере именно наличие процветающей фабрики Маршака вынудило Фаберже закрыть филиал своей фирмы в Киеве — он посчитал, что «двум медведям тесно в одной берлоге».