Этот нож с ажурной рукоятью из коллекции Саяногорского музея изготовили из бронзы. Мастер декорировал край рукояти изображением стилизованной головы хищной птицы. Российские ученые отнесли этот предмет к позднему — сарагашенскому — этапу тагарской культуры, которая развивалась с IX по III век до нашей эры.
Нож входил в погребальный инвентарь тагарских курганов, которые датировали периодом с IV по III век до нашей эры. Исследователи обнаружили его на территории могильника в городе Саяногорске. Раскопки проводила Бейская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры Российской академии наук в период с 1992 по 1994 год. Группой руководила Маргарита Николаевна Пшеницына, советский и российский археолог.
Тагарская культура возникла на основе Карасукской культуры (конец II — начало I тысячелетия до нашей эры), точнее, ее каменноложского этапа или, иначе говоря, лугавской культуры. Среди предметов Саяногорского музея широко представлены разнообразные бронзовые ножи тагарцев. Их обилие позволило выделить группу наиболее распространенных изделий. К ним относились прямые ножи, у которых ручка не отделялась от лезвия и имела одно или несколько отверстий.
Особое место в коллекции заняли ножи с уникальным орнаментом рукояток и наверший. Для бронзового литья тагарской культуры были характерны монументальность, отсутствие вычурности, простота художественных образов, изображение одиночных фигур животных, соответственно и отсутствие сцен их борьбы.
Тагарский звериный стиль был очень схож со
скифским. Звериными изображениями на ножах этой культуры традиционно украшалось
навершие и место между лезвием и рукоятью. Для тагарской археологической
культуры традиционными стали изображения голов грифона или хищной птицы, целой
фигуры или головы кабана, козла, головы барана, волка; фигуры лошади, тигра,
льва, осла, птицы отряда тетеревиных или фазаньих. Редко изображались лось,
сайга, верблюд — всего не более пятнадцати животных. В процессе создания
орнамента оружия тагарцы не обращались к образу быка, медведя и зайца.