Одним из самых интересных по своему декору оружием из коллекции Государственного музея-заповедника «Гатчина» можно назвать кремневый карабин. Его конструкция, а также форма и отделка ложи и замка совершенно типична для стиля тульских оружейников середины XVIII века.
В этом карабине обращает на себя внимание необычный ствол. Его как будто сделали на 100 лет раньше в середине XVII века в мастерских московской Оружейной Палаты. У ствола заметное утолщение у дульного среза, которое предохраняет его от разрыва — так было принято делать в XVII столетии, но не в XVIII веке. Чередующиеся участки ствола украшены в разных техниках — это оброн, с помощью которого изображены двуглавый орел под короной, корона и грифон, а также насечка золотом — ею выполнили густой растительный орнамент. Сходным образом в двух разных техниках украшены и детали прибора: по форме они совершенно привычны для XVIII века, но по покрывающему их растительному орнаменту, напоминают XVII столетие.
Вот как можно объяснить такое необычное единство разных по времени стилей в одном предмете. Тульские мастера, которые создали этот карабин в середине XVIII века, постарались воспроизвести в своей работе декор, характерный для московских оружейников предыдущего столетия. Скорее всего, в качестве образца для подражания они использовали подлинное оружие из Оружейной Палаты. Вероятно, это был пистолет, который изготовили одни из лучших мастеров. Туляки мастерски воспроизвели его орнаментальные мотивы, но кое-что сделали по-своему — на участках ствола, украшенных в технике оброн, рельефные фигуры не золоченые целиком, как это делалось раньше в Москве, а полированные на золоченом фоне, как было принято в Туле. В фондах Гатчинского дворца хранится еще один точно такой же карабин, но кроме этой пары в российских музеях не известно экземпляров тульского оружия, украшенного в такой ретро-манере.
Железный кованый ствол карабина в дульной части круглый, а в казенной — восьмигранный. Его канал имеет восемь полукруглых нарезов. Дуло усилено выпуклым рельефным позолоченным пояском, хвостовик казенника с круглым выступом на конце.
В этом карабине обращает на себя внимание необычный ствол. Его как будто сделали на 100 лет раньше в середине XVII века в мастерских московской Оружейной Палаты. У ствола заметное утолщение у дульного среза, которое предохраняет его от разрыва — так было принято делать в XVII столетии, но не в XVIII веке. Чередующиеся участки ствола украшены в разных техниках — это оброн, с помощью которого изображены двуглавый орел под короной, корона и грифон, а также насечка золотом — ею выполнили густой растительный орнамент. Сходным образом в двух разных техниках украшены и детали прибора: по форме они совершенно привычны для XVIII века, но по покрывающему их растительному орнаменту, напоминают XVII столетие.
Вот как можно объяснить такое необычное единство разных по времени стилей в одном предмете. Тульские мастера, которые создали этот карабин в середине XVIII века, постарались воспроизвести в своей работе декор, характерный для московских оружейников предыдущего столетия. Скорее всего, в качестве образца для подражания они использовали подлинное оружие из Оружейной Палаты. Вероятно, это был пистолет, который изготовили одни из лучших мастеров. Туляки мастерски воспроизвели его орнаментальные мотивы, но кое-что сделали по-своему — на участках ствола, украшенных в технике оброн, рельефные фигуры не золоченые целиком, как это делалось раньше в Москве, а полированные на золоченом фоне, как было принято в Туле. В фондах Гатчинского дворца хранится еще один точно такой же карабин, но кроме этой пары в российских музеях не известно экземпляров тульского оружия, украшенного в такой ретро-манере.
Железный кованый ствол карабина в дульной части круглый, а в казенной — восьмигранный. Его канал имеет восемь полукруглых нарезов. Дуло усилено выпуклым рельефным позолоченным пояском, хвостовик казенника с круглым выступом на конце.
Он поступил в Гатчинское собрание при великом князе Павле Петровиче и хранился здесь до 15 сентября 1793 года. С 1823 по 1941 годы карабин находился в Оружейной галерее. В 1941 году его эвакуировали в город Сарапул, а вернули в Гатчину через 47 лет.