Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь, расположенный на крутом правом берегу Волги, в полугоре, вниз по течению реки, — одна из древнейших обителей Нижегородской земли.
На рубеже 20-30-х годов XIV столетия сюда, на волжские берега, прибыл монах Киево-Печерского монастыря Дионисий с целью основания монастыря. На крутом берегу Волги, в плотных известняковых породах склона Дионисий, по примеру древних насельников Киево-Печерской Лавры, выкопал себе первую пещеру, где проводил время в молитве и посте. Молва о подвижнике быстро распространилась по окрестностям, и вскоре к нему стала собираться братия — из желавших так же, как и он, полностью посвятить свою жизнь Богу. Вскоре растущему числу монахов стало тесно в пещерах. И выше по склону, на уступе горы началось строительство деревянного монастыря, в основании которого поставлена была деревянная Вознесенская церковь. Рядом с новым храмом выросли кельи, хозяйственные постройки, звонница. Число монахов увеличивалось. Дионисий стал первым настоятелем монастыря.
На рубеже 20-30-х годов XIV столетия сюда, на волжские берега, прибыл монах Киево-Печерского монастыря Дионисий с целью основания монастыря. На крутом берегу Волги, в плотных известняковых породах склона Дионисий, по примеру древних насельников Киево-Печерской Лавры, выкопал себе первую пещеру, где проводил время в молитве и посте. Молва о подвижнике быстро распространилась по окрестностям, и вскоре к нему стала собираться братия — из желавших так же, как и он, полностью посвятить свою жизнь Богу. Вскоре растущему числу монахов стало тесно в пещерах. И выше по склону, на уступе горы началось строительство деревянного монастыря, в основании которого поставлена была деревянная Вознесенская церковь. Рядом с новым храмом выросли кельи, хозяйственные постройки, звонница. Число монахов увеличивалось. Дионисий стал первым настоятелем монастыря.
В последующие столетия обитель продолжала расти и укрепляться, переживая различные времена — и запустения, вследствие вражеских набегов и иных бедствий, и возрождения. Активное каменное строительство храмов монастыря велось во второй половине XVI века, однако в 1597 году монастырь был уничтожен гигантским оползнем.
Заново монастырский ансамбль был отстроен к середине XVII столетия. Вместо деревянных стали строиться каменные здания-всего церквей было пять.
На рисунке Д.Я. Быстрицкого на первом плане надвратная с шатровым верхом и одной главкой церковь во имя преподобного Ефимия Суздальского, построенная в 1645 году над западным воротами. Наиболее интересен пятиглавый собор Вознесения Господня, построенный в XVII веке зодчим Антипой Возоулиным и окруженный с трех сторон галереей, соединенной с теплой одноглавой Успенской церковью. К галерее примыкает квадратная в плане колокольня. На восточной стене монастыря- трапезная Успенской церкви, а слева-архиерейские палаты, за которыми виден братский корпус.