Журнал «Нива» — еженедельный литературный журнал, который выходил в Российской империи почти 50 лет вплоть до революции. Он был ориентирован на широкий круг читателей и публиковал литературные очерки, научно-популярные статьи, репродукции картин и гравюр. В «Ниве» печатались Чехов, Горький, Есенин, Чуковский, Мамин-Сибиряк, Мандельштам, Лесков и десятки других авторов. Роман Льва Толстого «Воскресение» впервые был опубликован в журнале «Нива».
В 1887 году юрист Анатолий Кони познакомил Льва Толстого с удивительной историей Розалии Они, уличной девицы, которая была обманута, заболела и умерла от чахотки. Ее судьба глубоко потрясла Льва Николаевича и послужила материалом для сюжета «Коневской повести», позднее выросшей в роман «Воскресение», работа над которым продолжалась около десяти лет (с 1889 по 1899 год).
Лев Толстой стремился не только передать историю бедной женщины и раскаявшегося дворянина, но и выстроить композицию романа «большого дыхания», чтобы включить в нее картины русской пореформенной дореволюционной жизни. Этот метод работы он использовал в «Войне и мире» и характеризовал его в двух словах как «захватить все». В «Воскресении» шире, чем в любом другом произведении, Толстой использовал принцип художественного сопоставления, чтобыz обнажить «контраст между роскошью роскошествующих и нищетой бедствующих».
«Воскресение» — это социальная панорама русской жизни конца XIX века. На шестом десятке писательской деятельности Толстой подчеркивал в письмах: «Я очень занят современностью». После выхода «Воскресения» в журнале «Нива» его опубликовали многие русские издательства, а затем роман был напечатан во Франции, Германии, Англии, США и других странах. Напечатанное без цензуры огромными тиражами «Воскресение» полностью расходилось за границей среди русских читателей.
В статье «Нелегальный и конфискованный Толстой» В.Д. Бонч-Бруевич писал о том, что в дореволюционной России «некоторые нелегальные издания писаний Л.Н. Толстого достигали огромного распространения». В начале января 1900 года газета «Россия» сообщала о том, что «роман Л. Толстого читали разом вместо десятков тысяч — сотни тысяч людей. Он проникал в массы небогатых читателей, до которых нередко вести о выдающихся явлениях литературы доходят из вторых рук».
В 1887 году юрист Анатолий Кони познакомил Льва Толстого с удивительной историей Розалии Они, уличной девицы, которая была обманута, заболела и умерла от чахотки. Ее судьба глубоко потрясла Льва Николаевича и послужила материалом для сюжета «Коневской повести», позднее выросшей в роман «Воскресение», работа над которым продолжалась около десяти лет (с 1889 по 1899 год).
Лев Толстой стремился не только передать историю бедной женщины и раскаявшегося дворянина, но и выстроить композицию романа «большого дыхания», чтобы включить в нее картины русской пореформенной дореволюционной жизни. Этот метод работы он использовал в «Войне и мире» и характеризовал его в двух словах как «захватить все». В «Воскресении» шире, чем в любом другом произведении, Толстой использовал принцип художественного сопоставления, чтобыz обнажить «контраст между роскошью роскошествующих и нищетой бедствующих».
«Воскресение» — это социальная панорама русской жизни конца XIX века. На шестом десятке писательской деятельности Толстой подчеркивал в письмах: «Я очень занят современностью». После выхода «Воскресения» в журнале «Нива» его опубликовали многие русские издательства, а затем роман был напечатан во Франции, Германии, Англии, США и других странах. Напечатанное без цензуры огромными тиражами «Воскресение» полностью расходилось за границей среди русских читателей.
В статье «Нелегальный и конфискованный Толстой» В.Д. Бонч-Бруевич писал о том, что в дореволюционной России «некоторые нелегальные издания писаний Л.Н. Толстого достигали огромного распространения». В начале января 1900 года газета «Россия» сообщала о том, что «роман Л. Толстого читали разом вместо десятков тысяч — сотни тысяч людей. Он проникал в массы небогатых читателей, до которых нередко вести о выдающихся явлениях литературы доходят из вторых рук».