В собрании Ростовского музея изобразительных искусств хранится икона «Никола в житии». Она посвящена святому Николаю Чудотворцу, архиепископу города Миры в римской провинции Ликия. Николай родился в 270 году от Рождества Христова. С детства он был очень религиозен и самостоятельно изучал Священное Писание, чтобы посвятить жизнь служению Богу.
В христианстве святителя почитают как чудотворца. На Востоке считают покровителем путешественников, заключенных и сирот, а на Западе — главным защитником детей.
Икона Святителя Николая относится к житийным. В центре таких икон изображают святого, а в клеймах — отдельных композициях на полях — сюжеты из его жития.
По иконографическим канонам святого Николая пишут по пояс, облаченного в традиционные одежды святителя. На иконе он изображен в свободной накидке (фелонь) и длинной ленте, расшитой крестами (омофор). В левой руке Николай держит Евангелие, правую сложил в благословляющем жесте.
В облаках над святым можно увидеть Иисуса Христа и Богоматерь. Они протягивают Николаю Евангелие и омофор — главные символы святительского сана.
Мастер обвел фигуру Николая тонким коричневым контуром. Черты, которыми он наделил святого — небольшие глаза, слегка асимметричные брови, высокий лоб с намеченными морщинами и маленький рот — придают его образу особую мягкость, а взгляду — сострадание.
На шестнадцати клеймах вокруг святителя автор иконы изобразил небольшие композиции с событиями из его жизни: немногочисленные сцены из детства и несколько степеней его духовного посвящения. На остальных клеймах запечатлены благие деяния, которые совершил Николай: изгнание бесов, спасение от заключения и казни несправедливо осужденных, а также покровительство праведникам, которые в несчастье молились святому.
Одно из клейм рассказывает историю о том, как Николай подарил приданое трем дочерям разорившегося богача. По легенде, он три вечера подряд незаметно бросал в дом по мешочку с золотом. Один из этих мешочков попал в чулок, который сушился у огня. Так возникла традиция дарить подарки родным и друзьям на Рождество.
В христианстве святителя почитают как чудотворца. На Востоке считают покровителем путешественников, заключенных и сирот, а на Западе — главным защитником детей.
Икона Святителя Николая относится к житийным. В центре таких икон изображают святого, а в клеймах — отдельных композициях на полях — сюжеты из его жития.
По иконографическим канонам святого Николая пишут по пояс, облаченного в традиционные одежды святителя. На иконе он изображен в свободной накидке (фелонь) и длинной ленте, расшитой крестами (омофор). В левой руке Николай держит Евангелие, правую сложил в благословляющем жесте.
В облаках над святым можно увидеть Иисуса Христа и Богоматерь. Они протягивают Николаю Евангелие и омофор — главные символы святительского сана.
Мастер обвел фигуру Николая тонким коричневым контуром. Черты, которыми он наделил святого — небольшие глаза, слегка асимметричные брови, высокий лоб с намеченными морщинами и маленький рот — придают его образу особую мягкость, а взгляду — сострадание.
На шестнадцати клеймах вокруг святителя автор иконы изобразил небольшие композиции с событиями из его жизни: немногочисленные сцены из детства и несколько степеней его духовного посвящения. На остальных клеймах запечатлены благие деяния, которые совершил Николай: изгнание бесов, спасение от заключения и казни несправедливо осужденных, а также покровительство праведникам, которые в несчастье молились святому.
Одно из клейм рассказывает историю о том, как Николай подарил приданое трем дочерям разорившегося богача. По легенде, он три вечера подряд незаметно бросал в дом по мешочку с золотом. Один из этих мешочков попал в чулок, который сушился у огня. Так возникла традиция дарить подарки родным и друзьям на Рождество.