Картина «Благословление перед свадьбой» была написана неизвестным русским художником в первой трети XIX века. Это жанровая сцена — художник изображает случай из повседневной жизни простых людей и тем самым фиксирует окружающую его действительность.
Тема полотна — красота народного обряда. Художник разместил многофигурную композицию в тесном пространстве комнаты, выбрав вертикальный формат. Центральное место на картине занимают главные персонажи, проводящие обряд. В традиционном красном углу, где размещены иконы с лампадкой, родители с образом и хлебом-солью в руках благословляют жениха и невесту. Эта группа выписана наиболее фактурно и тщательно.
Художник точен в воспроизведении костюмов и головных уборов, подчеркивая их неповседневность. Мать не в обычной кике — головном уборе замужней женщины, а в нарядном кокошнике, какой надевали во время торжества. На голове невесты — девичий венец. Обе героини в сарафанах с узорчатыми оторочками по подолу, лифу, обе надели украшения. Жених подпоясан нарядным кушаком. Выписаны вышитый край свадебного полотенца, икона в металлическом окладе — предметы, играющие значимую роль в обрядовой жизни.
Остальные же персонажи, расположившиеся вокруг, даны в тени, их одежда буднична и лишена украшений. Каждый персонаж картины и то, что он делает, — это характерный типаж или живая в отличие от центральной группы жанровая сценка. На переднем плане подросток с интересом наблюдает за происходящим, а любознательный, с живым взглядом малыш сидит на полу и смотрит на зрителя. В глубине картины пожилая женщина успокаивает и поучает другого ребенка, чуть дальше — любопытные дети заглядывают в узкое окно. Детские образы художника особенно привлекательны и непосредственны, но дети не нарушают возвышенности и торжественности момента.
Художник стремился к этнографической достоверности персонажей, но при этом утверждал присутствие в народной жизни поэтического начала. Крестьянская семья на полотне получилась идеализированной, что вполне соответствовало традициям сентиментализма, венециановской жанровой школе национальной живописи и эстетике славянофилов, говоривших о существовании особого самобытного типа православной русской культуры.
Тема полотна — красота народного обряда. Художник разместил многофигурную композицию в тесном пространстве комнаты, выбрав вертикальный формат. Центральное место на картине занимают главные персонажи, проводящие обряд. В традиционном красном углу, где размещены иконы с лампадкой, родители с образом и хлебом-солью в руках благословляют жениха и невесту. Эта группа выписана наиболее фактурно и тщательно.
Художник точен в воспроизведении костюмов и головных уборов, подчеркивая их неповседневность. Мать не в обычной кике — головном уборе замужней женщины, а в нарядном кокошнике, какой надевали во время торжества. На голове невесты — девичий венец. Обе героини в сарафанах с узорчатыми оторочками по подолу, лифу, обе надели украшения. Жених подпоясан нарядным кушаком. Выписаны вышитый край свадебного полотенца, икона в металлическом окладе — предметы, играющие значимую роль в обрядовой жизни.
Остальные же персонажи, расположившиеся вокруг, даны в тени, их одежда буднична и лишена украшений. Каждый персонаж картины и то, что он делает, — это характерный типаж или живая в отличие от центральной группы жанровая сценка. На переднем плане подросток с интересом наблюдает за происходящим, а любознательный, с живым взглядом малыш сидит на полу и смотрит на зрителя. В глубине картины пожилая женщина успокаивает и поучает другого ребенка, чуть дальше — любопытные дети заглядывают в узкое окно. Детские образы художника особенно привлекательны и непосредственны, но дети не нарушают возвышенности и торжественности момента.
Художник стремился к этнографической достоверности персонажей, но при этом утверждал присутствие в народной жизни поэтического начала. Крестьянская семья на полотне получилась идеализированной, что вполне соответствовало традициям сентиментализма, венециановской жанровой школе национальной живописи и эстетике славянофилов, говоривших о существовании особого самобытного типа православной русской культуры.