Произведения признанного классика современного искусства Таира Салахова, запечатлевшие суровые и одновременно героические будни нефтяников Каспия, стали визитной карточкой не только азербайджанского, но и всего советского искусства рубежа 1950–1960-х, периода некоторой либерализации политической, общественной и культурной жизни страны.
Нефтяник
Время создания
1959
Место создания
Азербайджан
Размер
80x80 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
15
Открыть в приложении#5
Салахов Т.Т.
Нефтяник
#6
#4
Салахов Т.Т. Над Каспием. 1961. Холст, масло. Государственный музей искусства народов Востока. Москва. № КП 18716, 4802 III
Цикл, начинающийся дипломной работой 1957 года «С вахты», включает и такие знаковые для своего времени произведения как «Ремонтники», «Над Каспием», «Утренний эшелон», «Женщины Апшерона».
Опираясь на опыт мастеров художественного объединения ОСТ («Общество художников-станковистов». 1925–1932) и, в частности, Александра Дейнеки, Салахов точно найденными выразительными средствами заставляет зрителя сопереживать своим героям: их непростой работе, их тревогам и надеждам.
Опираясь на опыт мастеров художественного объединения ОСТ («Общество художников-станковистов». 1925–1932) и, в частности, Александра Дейнеки, Салахов точно найденными выразительными средствами заставляет зрителя сопереживать своим героям: их непростой работе, их тревогам и надеждам.
#7
Такие лица чаще встречались на улицах или плакатах, чем в музейных экспозициях. Но «Нефтяник» Салахова — не персонаж агитационного искусства, хотя черты знаковые для своего времени он, несомненно, воплощает.
Максимально приближая героя к зрителю, кадрируя композицию, и, тем самым, избегая эффекта позирования, художник акцентирует внимание на его лице, обветренном, загорелом, мужественном, несущем отпечаток сложной и драматичной судьбы.
Максимально приближая героя к зрителю, кадрируя композицию, и, тем самым, избегая эффекта позирования, художник акцентирует внимание на его лице, обветренном, загорелом, мужественном, несущем отпечаток сложной и драматичной судьбы.
Салахов Т.Т. Ремонтники. 1960. Холст, масло. Азербайджанский государственный музей искусств. Баку
#12
Герой этого времени не питает иллюзий, сделал свой непростой жизненный выбор и несет за него ответственность.
При всей энергичности и намеренной угловатости письма, подчеркивающий антипарадный облик нефтяника, портрет красив своим лаконичным и почти монохромным колоритом, построенным на оттенках стали, земли, нефти. Масштабность образа усиливается словно бы спрессованным пространством.
При всей энергичности и намеренной угловатости письма, подчеркивающий антипарадный облик нефтяника, портрет красив своим лаконичным и почти монохромным колоритом, построенным на оттенках стали, земли, нефти. Масштабность образа усиливается словно бы спрессованным пространством.
#8
Полотно «Нефтяник», как и многие другие работы «сурового стиля» отвечало вызовам времени, требовавшего от художника ярко выраженной гражданской позиции.
Тема, которую выбрал художник — не случайна. В эти годы на Каспии активно строился искусственный остров Нефтяные Камни — самая крупная в мире платформа, с которой и сейчас ведется добыча нефти на морском шельфе. Салахов несколько месяцев прожил там, вместе с героями своих будущих картин: ремонтниками, строителями, буровиками.
Тема, которую выбрал художник — не случайна. В эти годы на Каспии активно строился искусственный остров Нефтяные Камни — самая крупная в мире платформа, с которой и сейчас ведется добыча нефти на морском шельфе. Салахов несколько месяцев прожил там, вместе с героями своих будущих картин: ремонтниками, строителями, буровиками.
#11
Т.Т. Салахов. Фото (Опубликовано: Рожин А. Масштаб искусства и личности: Таир Салахов. Журнал «Третьяковская Галерея». 2018. Приложение к № 3(60)
Стоит отметит, что хотя работа написана уже более чем полвека назад, вызывает восхищение и ее сохранность: ни осыпей, ни отслоений красочного слоя или других «признаков возраста» реставраторы на ней не обнаруживают. Это свидетельствует еще и о том, что Таир Салахов прекрасно владеет технологией живописи. К сожалению, многие современные художники уделяют этому мало внимания.
#13
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей искусства народов Востока»
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Нефтяник
Время создания
1959
Место создания
Азербайджан
Размер
80x80 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
15
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться