Николай Третьяков — единственный сын Сергея Михайловича и племянник Павла Михайловича Третьяковых. Николай закончил юридический факультет Московского университета (1873–1881) и как все Третьяковы занимался общественной деятельностью: с 28 лет он избирался гласным Московской думы (1885–1896), принимал участие в городских попечительствах о бедных, долгое время был секретарем Московского общества любителей художеств (МОЛХ, 1881–1892). Как представитель семьи Третьяковых, Николай Сергеевич был избран почетным членом съезда русских художников и любителей художеств в 1894 году.
Имея способности к рисованию, решил стать художником.
Занимался рисованием и числился вольноприходящим учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1879–1889) в классе В.Г. Перова, В.Д. Поленова, И.М. Прянишникова. Дружил с художниками Валентином Серовым и Ильёй Остроуховым, который в письмах ласково называл его «Третьякаша».
Посещал также поленовские рисовальные вечера, воскресные акварельные утра. В 1886–1887 годах он арендовал общую мастерскую с И.С. Остроуховым, В.А. Серовым, М.А. Мамонтовым на улице Ленивке. Молодые художники устраивали рисовальные вечера, которые посещали В.И. Суриков, В.Д. Поленов, В.Е. Маковский, Н.А. Бруни и другие.
Во второй половине 1880-х — первой половине 1890-х годов Николай Сергеевич был участником выставок МОЛХ. Он экспонировал на них пейзажи, жанровые картины, портреты. Сегодня его произведения хранятся в российских музеях. Самая известная его работа «На даче» (1888)
В собрании Чувашского государственного художественного музея хранится его работа «Натюрморт с попугаем (1883). Работа написана во время его учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в академическом стиле.
На полотне изображен стол, драпированный богатой тканью с растительным узором, различные яства: виноградные гроздья, яблоки, груши, гранат лежат в изящном блюде. В центре картины находится попугай. Попугай выглядит доброжелательно и служит здесь идеальной эмблемой изобилия и богатства.
На таких картинах изобилие показывалось максимально нарочито.
Картина была передана в дар Чувашскому краеведческому музею в июле 1921 года Казанским краеведческим музеем и стала частью коллекции Чувашского государственного музея в октябре 1939 года.