Йорис ван Сон написал «Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами» в 1658–1659 годах. Он изобразил ломящийся от фруктов стол. Художник подчеркнул осязаемость предметов — кожура лимона выглядит шершавой, яблоки гладко блестят. На краю столешницы автор поместил тарелку с тремя устрицами.
1 / 3
Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами
Время создания
1658–1659 годы
Размер
58,5x78 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
8
Открыть в приложении#1
Йорис ван Сон
Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами
#2
#3
Голландские натюрморты XVII века можно читать, как увлекательные книги: каждая деталь обязательно что-то символизирует. Например, устрицы на картине — это не только дорогой и вкусный обед. Для любого европейца той эпохи было очевидно, что из устричной раковины вышла богиня любви Венера: устрицы считались символом любовных удовольствий.
#4
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1482—1486. Уффици, Флоренция.
#6
Иногда символы имели по два, а то и больше смыслов. Например, лимон на этом натюрморте ─ двоякий персонаж. Его считали знаком обмана: он красив снаружи, но кислый на вкус. Но если учесть набожность людей XVII века, легко предугадать и вторую отсылку. Кожура лимона спускается спиралью на стол — значит, она символизирует человеческую душу, которая отделяется от тела.
#5
Бренность жизни проходила через большинство натюрмортов красной нитью. Зритель должен был понимать, что наслаждение сиюминутно и нужно «помнить о вечном». Например, в картине Йориса ван Сона на одной ветке соседствуют спелые и недозревшие ягоды ежевики — это намек на быстротечность времени.
Яблоко — библейский плод, оно одновременно сулит и райские сады, и грехопадение. А устрицы, пусть и намекают на плотские удовольствия, но их раковины в то же время — «покинутое тело», нечто пустое. Раскрытая устрица легко могла обернуться символом спасения души — ведь это оболочка, готовая отдать душу Господу.
#7
Строгих правил «чтения» натюрмортов не было. Кроме того, в соседстве друг с другом символы объединялись в совершенно разные наставления.
#8
Натюрморт стал отдельным жанром именно в творчестве Нидерландов XVII века. До этого неодушевленные предметы считались только частью картин с «более серьезными» сюжетами. В XVII веке даже не существовало слова «натюрморт» — нидерландцы называли эти картины «stillleven», «тихая жизнь».
#9
Природу «умертвили» спустя 100 лет во Франции: термин «nature morte» означает буквально «мертвая природа»; в Нидерландах он не употреблялся.
#10
Йорис ван Сон — представитель фламандского натюрморта. В XVII веке Голландия и Фландрия пошли совсем разными путями: в Голландии развивался реализм, а во Фландрии — пышный стиль барокко. Поэтому голландские натюрморты отличались сдержанностью, большинство из них написано в едином тоне и с вниманием к каждому предмету.
#11
Виллем Класс Хеда. Завтрак с крабом. 1648 год. Эрмитаж.
#12
А фламандские «stillleven» были вовсе не «тихой» жизнью — это были яркие и динамичные композиции с дорогой посудой и изысканными яствами. Предметы часто переполняли картину, «вываливались» за край.
#13
Ян Давидс де Хем. Натюрморт с фруктами и омаром.1648–1649 годы. Берлинская картинная галерея.
#14
Творчество Йориса ван Сона относится к категории «роскошных» фламандских натюрмортов.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами
Время создания
1658–1659 годы
Размер
58,5x78 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
8
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться