Репродуктор представляет собой образец громкоговорителя марки «Рекорд», именуемого в народе «тарелкой», ставший символом советского радиовещания довоенных и военных времен. Конструкция репродуктора довольна проста: конусный бумажный диффузор (деталь, которая преобразует механические колебания в акустические) установлен на металлических держателях и совмещен с электромагнитным механизмом. В центре находится механический регулятор громкости.
Фактически, это громкоговоритель проводного вещания, своего рода динамик. Такие репродукторы выпускались с 1924 года в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде, Харькове. Они могли подвешиваться на стену, либо стоять на столе, для чего в комплект входила круглая бакелитовая подставка.
В условиях более чем скромного быта радиотарелка была заметной частью интерьера и предметом гордости владельца. Не все советские семьи могли позволить себе купить репродуктор. Стоимость одного прибора составляла 20 с лишним рублей, но при массовом производстве цена снизилась до 7 рублей. К 1937 году на тысячу жителей приходилось примерно 25 радиоточек. Для прослушивания программ люди приходили друг к другу в гости, в деревнях радиорупоры устанавливали у административных зданий.
Первые «тарелки» давали плохое качество звука, особенно на высоких тонах. Виноваты были низкая технологическая дисциплина на заводах и дефицит сырья. На качество звучания влияло даже малейшее отступление от рецептуры бумажной массы для чёрных диффузоров, зато бас диктора московского радио воспроизводился прекрасно.
Значение радиоприемника в 30-е годы трудно переоценить. В 1937 году каждый пятый советский человек старше 10 лет все еще не знал грамоты. «Чёрная тарелка» была единственным источником информации и действенным «орудием агитации и пропаганды», формировала мировоззрение, передавала новости, развлекала народ советским фольклором. В историю страны 30-е годы XIX века вошли как время небывалых производственных достижений, и название «Рекорд», как нельзя лучше отражало дух эпохи. Выпуск «тарелок» был прекращен в 1950-х годах, но работали они очень долго.
В условиях Великой Отечественной войны радио стало неотъемлемой частью жизни людей. Именно такие «бумажные тарелки» обеспечивали советским людям возможность слушать сообщения с фронтов. В центре населенного пункта на уличном столбе или на доме висел репродуктор. Под ним собирались люди в тылу, чтобы услышать объявления дикторов о ходе боев. Во всех программах рассказывалось о мужестве советских людей на фронте и в тылу. Радио обладало огромной моральной силой, поддерживая дух людей, ожидавших с войны своих родных, вселяло надежду на победу над врагом.
Из таких громкоговорителей по всей стране раздался голос Юрия Левитана, рассказывающий всему миру о победе советского народа и капитуляции Германии.
Фактически, это громкоговоритель проводного вещания, своего рода динамик. Такие репродукторы выпускались с 1924 года в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде, Харькове. Они могли подвешиваться на стену, либо стоять на столе, для чего в комплект входила круглая бакелитовая подставка.
В условиях более чем скромного быта радиотарелка была заметной частью интерьера и предметом гордости владельца. Не все советские семьи могли позволить себе купить репродуктор. Стоимость одного прибора составляла 20 с лишним рублей, но при массовом производстве цена снизилась до 7 рублей. К 1937 году на тысячу жителей приходилось примерно 25 радиоточек. Для прослушивания программ люди приходили друг к другу в гости, в деревнях радиорупоры устанавливали у административных зданий.
Первые «тарелки» давали плохое качество звука, особенно на высоких тонах. Виноваты были низкая технологическая дисциплина на заводах и дефицит сырья. На качество звучания влияло даже малейшее отступление от рецептуры бумажной массы для чёрных диффузоров, зато бас диктора московского радио воспроизводился прекрасно.
Значение радиоприемника в 30-е годы трудно переоценить. В 1937 году каждый пятый советский человек старше 10 лет все еще не знал грамоты. «Чёрная тарелка» была единственным источником информации и действенным «орудием агитации и пропаганды», формировала мировоззрение, передавала новости, развлекала народ советским фольклором. В историю страны 30-е годы XIX века вошли как время небывалых производственных достижений, и название «Рекорд», как нельзя лучше отражало дух эпохи. Выпуск «тарелок» был прекращен в 1950-х годах, но работали они очень долго.
В условиях Великой Отечественной войны радио стало неотъемлемой частью жизни людей. Именно такие «бумажные тарелки» обеспечивали советским людям возможность слушать сообщения с фронтов. В центре населенного пункта на уличном столбе или на доме висел репродуктор. Под ним собирались люди в тылу, чтобы услышать объявления дикторов о ходе боев. Во всех программах рассказывалось о мужестве советских людей на фронте и в тылу. Радио обладало огромной моральной силой, поддерживая дух людей, ожидавших с войны своих родных, вселяло надежду на победу над врагом.
Из таких громкоговорителей по всей стране раздался голос Юрия Левитана, рассказывающий всему миру о победе советского народа и капитуляции Германии.