Бляшки от конской накидки были найдены в Ростовской области, на окраине города Азова, в 1986 году. Дно тайника было усеяно мелкими золотыми деталями самых разных форм. Археологи нашли лунницы — украшения в форме полумесяца, трехступенчатые пирамидки, стилизованные изображения головы барана и «узла Геракла», а также треугольные, ромбовидные и полусферические бляшки. Многие из них были покрыты пуансонным орнаментом — узором в виде мелких выпуклостей. В древности бляшки были нашиты на основу (вероятно, кожаную), которая за две тысячи лет истлела. Всего было найдено более 15 000 бляшек, в экспозиции представлено 10 860 экземпляров.
Нашивные бляшки от попоны
Время создания
последняя четверть I века нашей эры
Техника
золото, тиснение
Коллекция
Выставка
14
Открыть в приложении#13
#12
#18
Все бляшки исполнены в технике тиснения и имеют маленькие отверстия для пришивания. Обычно такими деталями украшали одежду или покрывала, их нашивали на основу в определенном порядке, образуя различные узоры.
В тайнике кургана Дачи, где были обнаружены нашивки, удалось частично зафиксировать их первоначальное положение. Когда пластины обнаружили, они лежали в четыре слоя. Вероятней всего, это была сложенная в несколько раз попона — накидка на лошадь. В результате многолетних поисков, научных гипотез и расчетов С. Лукьяшко и М. Филимонова реконструировали из 10 860 бляшек загадочный предмет.
В тайнике кургана Дачи, где были обнаружены нашивки, удалось частично зафиксировать их первоначальное положение. Когда пластины обнаружили, они лежали в четыре слоя. Вероятней всего, это была сложенная в несколько раз попона — накидка на лошадь. В результате многолетних поисков, научных гипотез и расчетов С. Лукьяшко и М. Филимонова реконструировали из 10 860 бляшек загадочный предмет.
Ученые восстановили примерную орнаментальную композицию. Она могла украшать конскую накидку. Возможно, попоной, расшитой золотом, покрывали жертвенное животное. Так его превращали в божественного небесного коня — посредника между двумя мирами или спутника усопшего. Изображения лошадей, укрытых большими попонами, ученые находили в рисунках парфянского времени. Известны иранские средневековые накидки, которыми покрывали коня Хосейна на празднике Мохаррам.
#16
Некоторые исследователи считают, что золотыми деталями могла быть расшита не лошадиная попона, а прямоугольный ритуальный коврик или два двузубых полотнища знамен, изготовленных из плотного материала.
Реконструкцию демонстрировали в музеях Франции, Австрии, Германии, в городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре. Один из посетителей Азовского музея-заповедника назвал музейный экспонат чудом света.
Реконструкцию демонстрировали в музеях Франции, Австрии, Германии, в городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре. Один из посетителей Азовского музея-заповедника назвал музейный экспонат чудом света.
#19
Экспонаты Азовского музея-заповедника на выставке «Золото амазонок» в Париже. 2001 год
#20
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Нашивные бляшки от попоны
Время создания
последняя четверть I века нашей эры
Техника
золото, тиснение
Коллекция
Выставка
14
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться