В собрании Белгородского государственного историко-краеведческого музея находится бляшка бронзовая скифской культуры IV века до н. э. Бляшка изготовлена в виде головы волка или собаки, оскалившей пасть. На оборотной стороне — вертикальная петля. Бляшка представляет собой украшение конской упряжи, такие бляшки еще называют нащечниками.
Нащечник был найден в ходе раскопок в селе Дуровка (ныне село Вербное Красненского района Белгородской области). В фонды музея поступил в 1971 году.
При всем разнообразии свидетельств археологического прошлого белгородского региона особого внимания заслуживают сохранившиеся здесь материальные памятники железного века. Наиболее развитую и богатую культуру этого времени на Белгородчине оставили племена скифской эпохи VII–IV веков до н. э.
Племена могли вести кочевой и оседлый образ жизни. Оседлые для жилья возводили наземные постройки прямоугольной формы с плетеным каркасом, обмазанным глиной. Скифы выращивали пшеницу, ячмень, просо, лук и чеснок. Подсобными промыслами были охота и рыбная ловля. Скифы владели различными ремеслами: резьбой по кости, ткачеством, существовало и металлургическое производство.
В курганах также находят различное вооружение и снаряжение: наконечники стрел, фрагменты железного чешуйчатого панциря, мечи, наконечники копий. Здесь же были найдены предметы конской упряжи: бляшки с фрагментами кожи, нащечники, налобники, наносники с изображениями различных животных: медведей, морских коньков, волков и хищных птиц.
В скифском мире предмет, украшенный изображением животного, приобретал магическое значение: скифы верили, что все качества изображенных животных передаются их хозяину, его оружию и коню. Так, конь или кулан были символами свободы и воли, кабан — олицетворением мужской силы, воинской доблести, олень — изящества и красоты. Лев и пантера выступали символами силы и мощи. Пантера часто использовалась как символ воина.
Прошлое надежно и ревниво хранит свои тайны, но благодаря
труду археологов мы имеем прекрасную возможность встретиться
с прошлым и изучить его.