Ненецкие нарты — это традиционные деревянные сани северных народов. Их запрягают собаками и оленями и используют как главное средство передвижения в тундре.
На нартах ненцы преодолевают сотни километров круглый год — зимой по снегу, а летом по ягелю, белому лишайнику. Нарты — легкие и прочные сани с хорошей амортизацией, они долговечны и просты в обращении: одинокий путешественник может самостоятельно починить их в пути.
Название мужской легковой нарты, «ңэда-лёсь», связано с понятиями «ңэдалава» — «пробег оленей», «эдалё» — «налегке» и «дорога». У ненецкого мальчика первая собственная нарта появляется в возрасте семи-восьми лет. От других нарт «ӈэда-лёсь» отличает легкость, скорость, маневренность и универсальность. На легковой нарте оленевод проводит большую часть жизни: объезжает стадо, охотится, участвует в гонках и добирается в соседние селения.
Нарты делают из ели, лиственницы или березы. На полуострове Ямал дерево в большом дефиците, поэтому сломанные нарты не выбрасывают, а чинят и заменяют детали. Сани собирают с помощью врезки и скрепляют черемуховыми вязками. При изготовлении нарт не используют гвозди и шурупы, это простая и надежная конструкция.
Сверху ездовые нарты покрывают оленьей шкурой, на которой сидят во время поездки. Чтобы шкура не сползала, ее привязывают к сиденью старым арканом или ремнем. В нарте оленевод возит самые необходимые вещи. У переднего бортика уложен небольшой плоский ящик с инструментами, топор, аркан для ловли оленей, ножовка, связка костяных пуговиц для упряжки. Справа к нарте привязывают зачехленное ружье. Весь скарб увязывают и укрывают шкурой так, чтобы осталось место для самого хозяина.
На нартах ненцы преодолевают сотни километров круглый год — зимой по снегу, а летом по ягелю, белому лишайнику. Нарты — легкие и прочные сани с хорошей амортизацией, они долговечны и просты в обращении: одинокий путешественник может самостоятельно починить их в пути.
Название мужской легковой нарты, «ңэда-лёсь», связано с понятиями «ңэдалава» — «пробег оленей», «эдалё» — «налегке» и «дорога». У ненецкого мальчика первая собственная нарта появляется в возрасте семи-восьми лет. От других нарт «ӈэда-лёсь» отличает легкость, скорость, маневренность и универсальность. На легковой нарте оленевод проводит большую часть жизни: объезжает стадо, охотится, участвует в гонках и добирается в соседние селения.
Нарты различаются по размеру и назначению. Грузовые нарты — длинные, с мощными полозьями и коробами до метра в высоту. Детские нарты делают размером с обычные железные детские санки. Женские нарты отличаются от мужских небольшими бортиками с обеих сторон — для безопасности при перевозке маленьких детей. Есть священные нарты, гоночные и нарты для перевозки шестов ненецкого жилища — чума.
Нарты делают из ели, лиственницы или березы. На полуострове Ямал дерево в большом дефиците, поэтому сломанные нарты не выбрасывают, а чинят и заменяют детали. Сани собирают с помощью врезки и скрепляют черемуховыми вязками. При изготовлении нарт не используют гвозди и шурупы, это простая и надежная конструкция.
Сверху ездовые нарты покрывают оленьей шкурой, на которой сидят во время поездки. Чтобы шкура не сползала, ее привязывают к сиденью старым арканом или ремнем. В нарте оленевод возит самые необходимые вещи. У переднего бортика уложен небольшой плоский ящик с инструментами, топор, аркан для ловли оленей, ножовка, связка костяных пуговиц для упряжки. Справа к нарте привязывают зачехленное ружье. Весь скарб увязывают и укрывают шкурой так, чтобы осталось место для самого хозяина.