Нарты — это легкие деревянные сани от двух до четырех метров в длину, традиционный способ передвижения и перевоза грузов коми-пермяков. Нарты делятся на ездовые — запряженные собачьими и оленьими упряжками — и ручные, которые тянет сам человек. Промысловые земли охотников коми могли находиться за 100 километров от дома. Летом они преодолевали расстояние на лодках, а с осени по весну в помощь охотнику были нарты и лыжи. Самому древнему обломку лыж, найденному на территории Республики Коми, 8 тысяч лет. Конструкция нарт тоже мало менялась за несколько десятков веков.
На ручных нартах люди перевозили шкуры, охотничье снаряжение, провизию, дичь. К дуге нарт была привязана веревка с ременной лямкой на конце, охотник надевал ее через плечо или спускал себе на грудь так, чтобы ремни проходили под мышками. Иногда тащить груженые нарты охотнику помогали собаки. В трудный дальний путь люди запрягали по три-пять собак цугом — друг за другом.
Собачья упряжь состояла из хомута в виде кольца, постромок, лямки, пришитой обоими концами к хомуту, и наспинной поперечины. Упряжка охватывала тело собаки и проходила сзади, у нее под хвостом, а ремешок от поперечины пропускался под животом собаки и застегивался на деревянную пуговицу, прикрепленную к лямке, к которой крепились и нарты. Если собаки тянули тяжелые сани грудью, они значительно меньше уставали. Способов запрячь собаку в нарты было много, но единого стандарта нет, потому что применение собачьей тяги в ручных нартах имело эпизодический характер.
Опытный охотник мог собрать нарты за несколько дней до выхода на промысел или прямо в лесу из подручных материалов. Для изготовления нарт коми-пермяки использовали иву, черемуху, липу, березу и ель. Полозья были шириной до 10 сантиметров, к ним крепили каркасные вертикальные столбики, копылья. Их количество зависело от длины саней и нужной грузоподъемности. При весе до 20 килограммов нарты выдерживают нагрузку до 200 килограммов. Даже нагруженные нарты могут проходить по снегу без дороги и тропинки, не переворачиваясь и не застревая, а несмотря на легкость конструкции, они очень крепкие и надежные.
На ручных нартах люди перевозили шкуры, охотничье снаряжение, провизию, дичь. К дуге нарт была привязана веревка с ременной лямкой на конце, охотник надевал ее через плечо или спускал себе на грудь так, чтобы ремни проходили под мышками. Иногда тащить груженые нарты охотнику помогали собаки. В трудный дальний путь люди запрягали по три-пять собак цугом — друг за другом.
Собачья упряжь состояла из хомута в виде кольца, постромок, лямки, пришитой обоими концами к хомуту, и наспинной поперечины. Упряжка охватывала тело собаки и проходила сзади, у нее под хвостом, а ремешок от поперечины пропускался под животом собаки и застегивался на деревянную пуговицу, прикрепленную к лямке, к которой крепились и нарты. Если собаки тянули тяжелые сани грудью, они значительно меньше уставали. Способов запрячь собаку в нарты было много, но единого стандарта нет, потому что применение собачьей тяги в ручных нартах имело эпизодический характер.
Опытный охотник мог собрать нарты за несколько дней до выхода на промысел или прямо в лесу из подручных материалов. Для изготовления нарт коми-пермяки использовали иву, черемуху, липу, березу и ель. Полозья были шириной до 10 сантиметров, к ним крепили каркасные вертикальные столбики, копылья. Их количество зависело от длины саней и нужной грузоподъемности. При весе до 20 килограммов нарты выдерживают нагрузку до 200 килограммов. Даже нагруженные нарты могут проходить по снегу без дороги и тропинки, не переворачиваясь и не застревая, а несмотря на легкость конструкции, они очень крепкие и надежные.