В любое время года для передвижения и перевозки грузов лесные ненцы используют упряжку, которая состоит из запряженных оленей и нарт — длинных узких саней. Различают ездовые, то есть легковые, и грузовые нарты. Ездовые, в свою очередь, подразделяются на мужские и женские. Легковые нарты меньше, в них запрягают обычно двух оленей, а в грузовые — уже до пяти. Существуют еще особые священные нарты, где хранятся сакральные предметы и перевозится ящик с ритуальными принадлежностями. Священная нарта на стойбище лесных ненцев занимает строго отведенное место на противоположной от входа стороне.
Принцип и технология изготовления одинаковы для всех типов нарт — они отличаются лишь длиной, высотой и шириной, в зависимости от своего предназначения. Например, мужские нарты легче женских и приспособлены для быстрой езды. В них обычно перевозятся ружье, аркан для ловли оленей, топор и точило. Деревянная конструкция позволяет хозяину легко и быстро с помощью охотничьего ножа изготовить и заменить любую деталь, независимо от того, насколько далеко он уехал от стойбища.
Основные детали нарт — это полозья, ножки-копылья, соединенные перекладинами, и настил для сидения или груза. Гибкость материала предотвращает появление поломок, эластичная конструкция поглощает любые удары и перегрузки — человек может ехать с комфортом, не обращая внимания на неровности дороги. Массивность полозьев, расположение копыльев ближе к задней части нарты обеспечивают ее устойчивость при движении. Нарты лесных ненцев отличаются от тундровых нарт меньшим размером, включают три пары копыльев и называются трехкопыльными в отличие от четырехкопыльных у тундровых ненцев.
Для изготовления нарт используются береза, ель или лиственница. Устойчивость и прочность достигается за счет конструктивных особенностей нарт, крепость — за счет неподвижного соединения частей. До недавнего времени для изготовления нарт применялись только деревянные детали. Но с появлением современных крепежных материалов стали нередко использоваться гвозди и проволока.
В экспозиции Губкинского музея освоения Севера представлена мужская легковая нарта, переданная в музей Татьяной Пяк, жительницей стойбища Рычи-Яха.
Принцип и технология изготовления одинаковы для всех типов нарт — они отличаются лишь длиной, высотой и шириной, в зависимости от своего предназначения. Например, мужские нарты легче женских и приспособлены для быстрой езды. В них обычно перевозятся ружье, аркан для ловли оленей, топор и точило. Деревянная конструкция позволяет хозяину легко и быстро с помощью охотничьего ножа изготовить и заменить любую деталь, независимо от того, насколько далеко он уехал от стойбища.
Основные детали нарт — это полозья, ножки-копылья, соединенные перекладинами, и настил для сидения или груза. Гибкость материала предотвращает появление поломок, эластичная конструкция поглощает любые удары и перегрузки — человек может ехать с комфортом, не обращая внимания на неровности дороги. Массивность полозьев, расположение копыльев ближе к задней части нарты обеспечивают ее устойчивость при движении. Нарты лесных ненцев отличаются от тундровых нарт меньшим размером, включают три пары копыльев и называются трехкопыльными в отличие от четырехкопыльных у тундровых ненцев.
Для изготовления нарт используются береза, ель или лиственница. Устойчивость и прочность достигается за счет конструктивных особенностей нарт, крепость — за счет неподвижного соединения частей. До недавнего времени для изготовления нарт применялись только деревянные детали. Но с появлением современных крепежных материалов стали нередко использоваться гвозди и проволока.
В экспозиции Губкинского музея освоения Севера представлена мужская легковая нарта, переданная в музей Татьяной Пяк, жительницей стойбища Рычи-Яха.