Произведение «Нападение разбойников в горах» написал итальянский художник Сальватор Роза. Он изобразил типичный для своего творчества сюжет с бандитами: они нападают на путников, которых подстерегали в горном ущелье.
Автор подчеркнул напряженность сцены резкими контрастами света и тени; красные одежды персонажей добавляют картине яркие акценты. Порывистость и быстроту сражения мастер усилил техникой письма: он работал свободно, легко, оставляя заметные мазки краски на поверхности полотна.
Пейзаж играл в творчестве Сальватора Розы особую роль. Свои картины он писал по зарисовкам, выполненным во время странствий. Пристально изучая реальный мир, он в дальнейшем очень точно передавал увиденное: неровные деревья, острые уступы скал. В то же время он не копировал реально существующие виды, а создавал вымышленные, отчасти идеализированные композиции, привнося в них элементы живого восприятия природы.
Смелая, даже несколько резкая манера письма автора полюбилась последующим поколениям. Его творчество позднее вдохновляло художников-романтиков. Есть даже такое выражение — «пейзаж во вкусе Сальватора Розы». В XVIII веке так называли картины с характерными острыми скалами, сухими деревьями, водопадами и «разбойниками». Французский пейзажист Клод-Жозеф Верне сам обозначил две своих картины как пейзажи «во вкусе Сальватора Розы» в каталоге работ за 1735–1788 годы.
За свою бурную жизнь художник успел поработать в Неаполе, Риме и во Флоренции при дворе Джованни Карло Медичи. Еще при жизни его биография обросла множеством легенд: в том числе говорили, что однажды он попал в плен к настоящим разбойникам. Крупный исследователь его творчества Елена Шарнова писала, что в его биографии подобные предания «сочетаются с документально подтвержденными сведениями о деятельности Розы в качестве актера, свободомыслящего памфлетиста, одаренного поэта и импровизатора-музыканта».
Произведение «Нападение разбойников в горах» поступило в музей в 1962 году из коллекции Андрея Лихачёва. Ранее оно находилось в собрании Национального музея Республики Татарстан.
Автор подчеркнул напряженность сцены резкими контрастами света и тени; красные одежды персонажей добавляют картине яркие акценты. Порывистость и быстроту сражения мастер усилил техникой письма: он работал свободно, легко, оставляя заметные мазки краски на поверхности полотна.
Пейзаж играл в творчестве Сальватора Розы особую роль. Свои картины он писал по зарисовкам, выполненным во время странствий. Пристально изучая реальный мир, он в дальнейшем очень точно передавал увиденное: неровные деревья, острые уступы скал. В то же время он не копировал реально существующие виды, а создавал вымышленные, отчасти идеализированные композиции, привнося в них элементы живого восприятия природы.
Смелая, даже несколько резкая манера письма автора полюбилась последующим поколениям. Его творчество позднее вдохновляло художников-романтиков. Есть даже такое выражение — «пейзаж во вкусе Сальватора Розы». В XVIII веке так называли картины с характерными острыми скалами, сухими деревьями, водопадами и «разбойниками». Французский пейзажист Клод-Жозеф Верне сам обозначил две своих картины как пейзажи «во вкусе Сальватора Розы» в каталоге работ за 1735–1788 годы.
За свою бурную жизнь художник успел поработать в Неаполе, Риме и во Флоренции при дворе Джованни Карло Медичи. Еще при жизни его биография обросла множеством легенд: в том числе говорили, что однажды он попал в плен к настоящим разбойникам. Крупный исследователь его творчества Елена Шарнова писала, что в его биографии подобные предания «сочетаются с документально подтвержденными сведениями о деятельности Розы в качестве актера, свободомыслящего памфлетиста, одаренного поэта и импровизатора-музыканта».
Произведение «Нападение разбойников в горах» поступило в музей в 1962 году из коллекции Андрея Лихачёва. Ранее оно находилось в собрании Национального музея Республики Татарстан.