Оконные и дверные проемы зданий XIX–XX веков часто декорировали накладными фигурными планками — наличниками. Обычно их изготавливали из деревянного профиля и украшали резьбой. В Мариинске наиболее популярными видами наличников были томский, кузнецкий и мариинский.
Основными темами томского декора являются фигурные полуколонны, занавеси с кистями, растения в вазонах и переплетения растительных узоров. Большую часть символов художники по дереву заимствовали из интерьеров городских домов — они обозначали богатство, достаток, благополучие. Все эти элементы томского декора встречаются и в наши дни на кузбасских наличниках, созданных в конце ХIХ — первой половине ХХ века. Наличники в этом стиле можно увидеть в Яшкинском, Юргинском, Кемеровском, Топкинском, Ленинск-Кузнецком и Яйском районах.
Кузнецкие наличники отличаются особенным строением карниза: он не имеет акротерия — центрального элемента, — а встречные завитки соприкасаются друг с другом. Спиралевидные завитки с «глазком» в центре, или волюты, визуально напоминают бараний рог или морскую раковину. Этот элемент был характерен для стиля барокко: он символизировал защиту от воды, поэтому его часто можно было увидеть на улицах, которые регулярно затапливало. Выбирая наличники с такими завитками, люди стремились защитить свои дома от водной стихии.
Еще одна особенность кузнецких наличников — треугольный выступ на лобовой доске, похожий на обрамление настенного зеркала или фоторамки. Такие наличники сохранились на нескольких домах начала ХХ века в деревне Букино, селах Кузедеево, Куртуково и Ильинка Новокузнецкого района, а также в Лучшеве в Прокопьевском районе.
Наличники мариинского стиля — или «мариинского барокко» — отличаются от томских меньшей ступенчатостью карниза, большим размером волюты и крупным акротерием. Неизвестный мастер, который изготовил наличник, представленный в экспозиции музея, был хорошо знаком с народной вышивкой и местными традициями: узоры, украшающие изделие, также можно увидеть на старинных вышитых полотенцах и на подолах рубах.
В верхней части наличников изображены две птички. Они обращены к фигуре славянской богини с поднятыми руками. В средней части вырезана розетка — символ солнца. Нижняя часть выполнена в форме перевернутого цветка. Данная композиция полностью заимствована из традиционной русской вышивки. На некоторых наличниках с птичками мастера вырезали центральную фигурку не полностью, поэтому визуально она напоминала росток.
Основными темами томского декора являются фигурные полуколонны, занавеси с кистями, растения в вазонах и переплетения растительных узоров. Большую часть символов художники по дереву заимствовали из интерьеров городских домов — они обозначали богатство, достаток, благополучие. Все эти элементы томского декора встречаются и в наши дни на кузбасских наличниках, созданных в конце ХIХ — первой половине ХХ века. Наличники в этом стиле можно увидеть в Яшкинском, Юргинском, Кемеровском, Топкинском, Ленинск-Кузнецком и Яйском районах.
Кузнецкие наличники отличаются особенным строением карниза: он не имеет акротерия — центрального элемента, — а встречные завитки соприкасаются друг с другом. Спиралевидные завитки с «глазком» в центре, или волюты, визуально напоминают бараний рог или морскую раковину. Этот элемент был характерен для стиля барокко: он символизировал защиту от воды, поэтому его часто можно было увидеть на улицах, которые регулярно затапливало. Выбирая наличники с такими завитками, люди стремились защитить свои дома от водной стихии.
Еще одна особенность кузнецких наличников — треугольный выступ на лобовой доске, похожий на обрамление настенного зеркала или фоторамки. Такие наличники сохранились на нескольких домах начала ХХ века в деревне Букино, селах Кузедеево, Куртуково и Ильинка Новокузнецкого района, а также в Лучшеве в Прокопьевском районе.
Наличники мариинского стиля — или «мариинского барокко» — отличаются от томских меньшей ступенчатостью карниза, большим размером волюты и крупным акротерием. Неизвестный мастер, который изготовил наличник, представленный в экспозиции музея, был хорошо знаком с народной вышивкой и местными традициями: узоры, украшающие изделие, также можно увидеть на старинных вышитых полотенцах и на подолах рубах.
В верхней части наличников изображены две птички. Они обращены к фигуре славянской богини с поднятыми руками. В средней части вырезана розетка — символ солнца. Нижняя часть выполнена в форме перевернутого цветка. Данная композиция полностью заимствована из традиционной русской вышивки. На некоторых наличниках с птичками мастера вырезали центральную фигурку не полностью, поэтому визуально она напоминала росток.