Женский нагрудник начала ХХ века, представленный в экспозиции музея, изготовлен в традиционной технике бисероплетения в селе Казым Белоярского района Югры. В работе автор изделия, мастерица Зинаида Каскина, использовала бисер синего, оранжевого, белого и голубого цветов. Дополнительно нагрудник декорирован пятикопеечными монетами.
В культуре обских угров женские украшения делились на декоративные и ритуальные. Первые не несли сакрального смысла, поскольку на них не наносили священные орнаменты. Такие украшения надевали, например, с праздничным костюмом. Ритуальные аксессуары, согласно верованиям северных народов, выполняли защитную функцию: охраняли владелицу от злых духов. Например, если особенное украшение носили на груди, оно закрывало и защищало сердце.
Съемные нагрудные украшения, сплетенные из бисера, назывались «мэвлопс», что с хантыйского языка дословно переводится как «груди хранитель». Нашейный аксессуар назывался «турлопс» — «лоскуток у горла».
В старину коренные северные народы украшали одежду только природными материалами: ракушками, камнями, зубами и позвонками животных, шариками из глины. Бисер в декоративно-прикладном искусстве хантов появился только с развитием торговых путей на Севере.
Процесс нанизывания бисера на леску или нить на северном диалекте хантыйского языка назывался «сак каратты», что означает «располагать бисеринки друг за другом». А восточные ханты называли это ремесло «сук пултэ», что переводится как «запрягать камешки».
Для создания украшений ханты и манси предпочитали использовать яркий цветной бисер, например, синий, голубой, оранжевый, зеленый, желтый. Мастерицы старались нанизать друг за другом бусины контрастных оттенков.
До наших дней сохранились две старинные техники работы с бисером: вышивка и плетение. Способы низания бисера различаются по количеству нитей: в одном изделии их может быть до тридцати. В древности мастерицы пользовались нитями, изготовленными из оленьих сухожилий или конского волоса. А в наши дни их заменили тонкая проволока или леска. Плетут бисерные украшения вручную, чередуя геометрические, стилизованные растительные и зооморфные орнаменты.
В культуре обских угров женские украшения делились на декоративные и ритуальные. Первые не несли сакрального смысла, поскольку на них не наносили священные орнаменты. Такие украшения надевали, например, с праздничным костюмом. Ритуальные аксессуары, согласно верованиям северных народов, выполняли защитную функцию: охраняли владелицу от злых духов. Например, если особенное украшение носили на груди, оно закрывало и защищало сердце.
Съемные нагрудные украшения, сплетенные из бисера, назывались «мэвлопс», что с хантыйского языка дословно переводится как «груди хранитель». Нашейный аксессуар назывался «турлопс» — «лоскуток у горла».
В старину коренные северные народы украшали одежду только природными материалами: ракушками, камнями, зубами и позвонками животных, шариками из глины. Бисер в декоративно-прикладном искусстве хантов появился только с развитием торговых путей на Севере.
Процесс нанизывания бисера на леску или нить на северном диалекте хантыйского языка назывался «сак каратты», что означает «располагать бисеринки друг за другом». А восточные ханты называли это ремесло «сук пултэ», что переводится как «запрягать камешки».
Для создания украшений ханты и манси предпочитали использовать яркий цветной бисер, например, синий, голубой, оранжевый, зеленый, желтый. Мастерицы старались нанизать друг за другом бусины контрастных оттенков.
До наших дней сохранились две старинные техники работы с бисером: вышивка и плетение. Способы низания бисера различаются по количеству нитей: в одном изделии их может быть до тридцати. В древности мастерицы пользовались нитями, изготовленными из оленьих сухожилий или конского волоса. А в наши дни их заменили тонкая проволока или леска. Плетут бисерные украшения вручную, чередуя геометрические, стилизованные растительные и зооморфные орнаменты.