Повседневный костюм женщин незнатного происхождения состоял из следующих компонентов: нательная рубаха (джанэкIаку), шаровары (гъончэдж), верхняя рубаха или платье (джан), обувь (цуакъэ) и головной убор — платок (шъхьэтехъу) или шапочка (дышъэ паlу).
Девушки и женщины знатного происхождения, не обремененные тяжелой работой, даже в домашней обстановке могли носить полный комплект: поверх рубахи надевался кафтанчик (кIэкI), украшенный металлическими застежками (тыжьын кIыIу), и верхнее распашное платье с лопастеобразными нарукавниками (сай), перехваченное в талии поясом (тыжьын бгырыпх). Подол и рукава платья украшал богатый орнамент. Наряд довершали шапочки разнообразных типов, всевозможные украшения. Для женщин незнатного происхождения полный комплект женской одежды был доступен только в праздники. Праздничный вариант одежды отличался от повседневного как в количественном, так и в качественном отношении. Даже бедняки в дни праздника старались дополнить свой наряд тщательно сберегаемыми и не используемыми каждый день элементами одежды.
К концу XIX столетия кафтан заменил имитировавший его плотный нагрудник. На него нашивали около 16 пар застежек с литыми серебряными петлями, которые спускались от стоячего ворота к поясу. Застегнуть их можно было, только сильно натянув нагрудник, отчего он плотно прилегал к телу.
В начале ХХ века застежки или их имитации стали делать различной длины, сообразуясь с формой выреза платья, под которое надевали нагрудники. Тогда начали широко использовать накладную филигрань, застежки стали инкрустировать камнями или цветными стеклами.
Нагрудник из коллекции Краеведческого музея города Адыгейска выполнен из бархата бордового цвета. Вверху застежка фигурная в виде завитков. Завитки украшены резьбой и чернью. На основу нагрудника нашито шесть одинаковых пар застежек. Пояс матерчатый, с металлической пряжкой. На плечах подвески металлические, круглые, с шестиконечной звездой посередине и двумя свисающими декоративными кругами. Нагрудник был изготовлен кооперативом «Джанет» и хранится в музее с 1993 года.
Девушки и женщины знатного происхождения, не обремененные тяжелой работой, даже в домашней обстановке могли носить полный комплект: поверх рубахи надевался кафтанчик (кIэкI), украшенный металлическими застежками (тыжьын кIыIу), и верхнее распашное платье с лопастеобразными нарукавниками (сай), перехваченное в талии поясом (тыжьын бгырыпх). Подол и рукава платья украшал богатый орнамент. Наряд довершали шапочки разнообразных типов, всевозможные украшения. Для женщин незнатного происхождения полный комплект женской одежды был доступен только в праздники. Праздничный вариант одежды отличался от повседневного как в количественном, так и в качественном отношении. Даже бедняки в дни праздника старались дополнить свой наряд тщательно сберегаемыми и не используемыми каждый день элементами одежды.
К концу XIX столетия кафтан заменил имитировавший его плотный нагрудник. На него нашивали около 16 пар застежек с литыми серебряными петлями, которые спускались от стоячего ворота к поясу. Застегнуть их можно было, только сильно натянув нагрудник, отчего он плотно прилегал к телу.
В начале ХХ века застежки или их имитации стали делать различной длины, сообразуясь с формой выреза платья, под которое надевали нагрудники. Тогда начали широко использовать накладную филигрань, застежки стали инкрустировать камнями или цветными стеклами.
Нагрудник из коллекции Краеведческого музея города Адыгейска выполнен из бархата бордового цвета. Вверху застежка фигурная в виде завитков. Завитки украшены резьбой и чернью. На основу нагрудника нашито шесть одинаковых пар застежек. Пояс матерчатый, с металлической пряжкой. На плечах подвески металлические, круглые, с шестиконечной звездой посередине и двумя свисающими декоративными кругами. Нагрудник был изготовлен кооперативом «Джанет» и хранится в музее с 1993 года.