С самого рождения казака везде сопровождала нагайка, сначала ее просто вещали над колыбелькой, чтобы отпугнуть нечистую силу, ну, а потом мальчики получали её в подарок от отцов и дедов, которые обычно еще и учили детей самостоятельно плести свою первую нагайку под своим чутким руководством. Взрослые казаки постоянно носили с собой нагайки, которые использовались не только для управления конём, но и для самообороны.
Нагайка представляет собой кожаную плетку с деревянной рукоятью, длина небольшая 60-70 см в развернутом виде. На конце плети крепится специальный кармашек, шлепок, куда вкладывается свинцовая пуля. Крепилась плеть к ручке через кольцо, которое называлось гайка или непосредственно к ремешку, который был привязан к деревянной рукояти.
История происхождения данного традиционного оружия доподлинно неизвестна. Существуют несколько вариантов гипотез. Однако, все исследователи сходятся в том, что нагайки получили распространение не только у русского казачества, но и у представителей монгольских, татарских, горских народов. Форма, технологии изготовления нагаек постоянно модифицировались. Каждый мастер мог внести что-то свое. Таким образом, оружие эволюционировало, пока не обрело устойчивые типы: кубанский и донской. Мы остановимся на Кубанском виде. Кубанская нагайка характеризуется небольшим размером рукоятки заплетенной в кожу и плавно переходит в плеть. То есть явного перехода между рукояткой и плетью нет.
Нагайка является достаточно серьезным оружием. С ее помощью казак мог как отбиться от волков, так и причинить вред своим недругам. Это было скорее травматическое оружие чем боевое, казаки пользовались им когда хотели проучить кого-то, но не хотели убивать или калечить. Она использовалась для разгона демонстрантов, наказания недобросовестных торговцев, мелких жуликов и т. д.
Вместе с этим, такая кожаная плеть всегда была и очень символична для казачьего народа. Существовала много обрядов связанных с нагайкой.
В качестве ритуального орудия нагайка использовалась в обряде посвящения казака в атаманы. Чаще всего старейшина или уважаемый казак войска трижды ударял атамана нагайкой. Это символизировало полное подчинение устоям и правилам войска и его командирам.
А так же нагайка олицетворяла устоявшийся семейный уклад казачьего домостроя.
• Зять получал нагайку в подарок от тестя на свадьбу. Ее требовалось повесить в определенное место в спальне.
• В знак уважения бросалась к ногам гостя, гость обязан был ее вернуть и обнять хозяина. Если же гость переступал нагайку, то человек демонстрировал свою непокорность хозяину либо нежелание прощать обиду.
• Взаимный обмен нагайками у казаков считался наилучшим знаком примирения.
• Считалось, что нагайка насквозь пропитана лошадиным потом, к ней боится приближаться всякая нечисть, поэтому ее крепили к изголовью кровати девушек и некрещеных младенцев.
• После смерти казака нагайку вместе с шашкой клали в гроб.
Значение нагайки в жизни любого казака сложно переоценить. До сих пор она олицетворяет честь и достоинство воинов. И получить в подарок нагайку из рук уважаемого человека — большая честь для каждого члена казачьего братства. Недаром вошли в обиход выражения, точно определяющие ценность такой плети:
«Нагайкой владеешь — силу имеешь».
«Казак без нагайки — что монах без молитвы».