Надгробие афинского всадника
Время создания
70-е годы IV в. до н.э.
Размер
Высота 113 см
Техника
Мрамор
Коллекция
Выставка
3
Открыть в приложении#1
Неизвестный автор
Надгробие афинского всадника
#2
#3
Надгробие афинского всадника утратило венчавший его фронтон, на эпистиле которого могло быть обозначено имя умершего. Тема прощания-встречи в храме умерших с живыми распространилась на аттических стелах с последних десятилетий V в. до н. э. и продолжала бытовать до конца существования жанра (до 317 до н. э.). Представлена трехфигурная группа: пеший всадник в сопровождении лошади и другой мужчина — его близкий родственник (брат, дядя, отец). Всадник, в коротком хитоне и наброшенном сверху плаще, несет копье на плече (кончик его не показан), сдвинув на шею дорожную шляпу — петас. На аттических стелах умершие предстают без головных уборов и иногда держат их в руках, словно обнажая голову перед величием смерти. Всадник и его родственник изображены очень похоже; фигуры обрамляют стелу с двух сторон почти симметрично — оба в хиастической позе, показаны в три четверти. Умерший-всадник отличается лишь наличием лошади и воинским облачением — на нем подпоясанный хитон до колен и хламида. У обоих бородатые кудрявые пышноволосые головы, благородные, печальные лица.
#6
Стиль рельефа отличается строгой простотой. Одежды с их крупными редкими складками оттеняют тонкую моделировку фигур. Обращает на себя внимание одна особенность формы: лицо и руки всадника по сравнению с другим персонажем трактованы площе, притом все черты словно затерты — все, что у другого материально, объемно, четко очерчено, у него затушевано, полускрыто. Всадник выступает на фоне живого как тень — в образе таких теней-эйдолонов греки представляли себе умерших. Еще одна приметная черта — он показан в пути, на переходе из мира в мир.
Скорбное выражение лиц говорит, что это путь из светлого мира в потусторонний, теневой. Всадник с лошадью проходит мимо родственника, словно глядя на него со стороны. Для греческих (и в целом древних) мемориалов очень важна фигура прохожего (παροδείτες); эпитафии призывают его не пройти мимо, остановиться, посмотреть на стелу. Глядя на надгробие, прохожий метафорически передавал умершему силу своей жизни, способствовал его воскрешению. Здесь «родственник — прохожий» словно втянут в композицию надгробия и действует уже внутри нее, что характерно для аттических стел IV в. до н. э. Пути всадника и провожающего — разные. Один остается среди живых, другой уходит в область Аида.
#7
Лошадь на заднем плане
#8
Особую роль в композиции играет лошадь. Для греков обладание лошадьми было знаком высокого социального статуса, и всадник — это вторая по значимости сословная категория афинского социума. Но у лошади помимо реального смысла было много религиозно-ритуальных коннотаций. Лошадь выступала «животным образом» ряда богов еще с микенских времен, что засвидетельствовано для Посейдона, главного бога крито-микенской эпохи, и Афины, у которой в Пилосском дворце было открыто святилище, где она имела ритуальный титул Гиппия — Конная или Всадница. Когда представления о боге-солнце, умиравшем на закате и воскресавшем на восходе, дифференцировались и у «водного» Посейдона появился «небесный» брат-близнец Гелиос (позднее отождествленный с Аполлоном), у каждого оказался свой «животный символ». Поэтому лошадь в надгробии — редкий герой — может намекать и на путь человека, совершаемый по образу и подобию коня-божества. Однако в этом случае путь умершего мыслится двойственно: с одной стороны, как путь к границе того и этого света, с другой — как обратный путь от нее в новую жизнь. С самим потусторонним миром лошадь не связана: как животное сухопутное, она принадлежит надземной-небесной среде, по которой регулярно путешествует Гелиос; ночью бог солнца плавает на ладье. Об этом говорят и многочисленные памятники со сценой «загробной трапезы»: лошадь на них предстает «кадрированно» (изображается только голова), как бы выглядывающей из некоего помещенного в верхней части надгробия окна. Она — намек на будущее возвращение усопшего в светлый мир.
#9
Примечательно, что лошадь показана с особой детальностью. У нее отсутствует упряжь и нет зримых связей со всадником, но оба — едины, они движутся в одном направлении, и лошадиная голова, почти полностью отделенная от фона (так что под ней пришлось оставить мраморную подпорку), чрезвычайно выразительна: дышащие ноздри, приоткрытый рот, сосредоточенное — если не сказать печальное — выражение глаз. Зрительно она проецируется на фоне фигуры родственника, и разделяя, и соединяя его с умершим. Этот необыкновенный акцент заставляет задуматься о смысле рельефа, построенного очень строго и жестко, так что первый его исследователь, Л. П. Харко, думал, что это произведение создано под воздействием аргосско-сикионской школы, произведшей на свет двух великих греческих ваятелей — Поликлета, мастера второй половины V в. до н. э., и Лисиппа, ваятеля второй половины IV в. до н. э.
#12
Родственные рельефы
#10
Более или менее родственный надгробию круг памятников выделен Л. П. Харко. Ближе других по компоновке кажется трехфигурная группа на стеле Панайтия из Афин, ок. 400 до н. э., с изображением трех лекифов; интересующая нас композиция помещена на центральном, самом крупном из них, и представляет сцену рукопожатия умершего и живого. Здесь речь о тонкости передачи ухода не идет; «родственник» сильно склонился к идущему, фигура лошади «перечеркнута» рукопожатием. Вторая аналогичная сцена, с подписными именами, представляет всадника с лошадью (Promenes), в коротком хитоне и мускульном панцире, пожимающего руку величавому старцу в длинном жреческом одеянии, с жертвенным ножом (Amphimenes). Здесь всадник явно стоит на полюсе жизни, так как за старцем находится женщина (Chairestrate), подносящая руки к лицу, «как бы удерживая слезы». Возможно, воин — сын умершего священнослужителя, а это — честь для отца. К. А. Нейгебауэр отнес эту «несколько беглую, благородного вида работу» к первой половине IV в. до н. э. Третий пример — мраморный лекиф Гегемона из дема Эпикефисиа (начало IV в. до н. э.) в Музее Фицуильяма в Кембридже, на который обратил в свое время внимание и Л. П. Харко. Есть и еще параллели, где всадник предстает на лекифе в многофигурной сцене живым. Возникает вопрос: почему эта фигура всплывает главным образом на лекифах и лутрофорах или на стелах, их изображающих.
#13
Рельеф сегодня
#11
Действительно, этот рельеф среди примерно двух тысяч известных аттических мемориальных стел не имеет близких аналогий. Он уникален и своим сдержанным духовным строем, и необычной трехфигурной композицией, и включением на правах главной героини лошади.
читать дальшескрыть
Надгробие афинского всадника
Время создания
70-е годы IV в. до н.э.
Размер
Высота 113 см
Техника
Мрамор
Коллекция
Выставка
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться