Обработка кожи имеет тысячелетнюю историю. Эксперты, изучающие эту область, выделяют три разных техники: тиснение, шитье по коже и выжигание, но техника кожаной мозаики является уникальной и крайне редко встречается при раскопках. Самый ранний образец относится к XVIII веку, поэтому установить, существовала ли такая технология раньше, не представляется возможным.
Мозаику можно спутать с аппликацией. В аппликации узоры пришиваются на поверхность кожи, а в кожаной мозаике узорные детали вырезаются из разноцветных кусочков кожи и сшиваются друг с другом встык. При этом расстояние между кусочками материала заполняют крученой цветной нитью, оригинальным швом стягивают кусочки кожи.
Для установления торговых отношений с Сибирью в Тюменскую область прибыли бухарские купцы, которые позже стали проживать в этих местах и заниматься скотоводством. Бухарские переселенцы научили местных сибирских татар правильно шить и вышивать обувь с мозаикой.
Сегодня в коллекции Ембаевского сельского музея хранятся уникальные стародавние экземпляры сыромятной кожаной обуви. Лапти татарского образца («чабата») считались рабочей обувью, поскольку они были максимально легкими и удобными при полевых работах. В зимнее время татары носили короткие и высокие валенки, а также сапоги из кожи на жесткой подошве. Для повседневного применения татары использовали лапти и калоши, которые надевали на тканые чулки. А обувью на выход являлись праздничные модели туфель, выполненные из разноцветной кожи. Чаще всего туфли для женщин были узорные на каблуке. Женская татарская обувь для праздничных мероприятий была узорчатой и выполнялась с соблюдением старинных традиций в технике мозаики на коже.
Представленные в экспозиции летние тапочки были принесены в музей одной из старожилок села Ембаево. Эта обувь является стилизованной и выпущена на фабричном производстве, а орнамент был вышит мастерами. Растительная стилистика в виде тюльпанов говорит о принадлежности узора красного и темно-серого цвета к татарским национальным. Тюльпан, который часто появлялся в татарской вышивке, служил символом возрождения.
Мозаику можно спутать с аппликацией. В аппликации узоры пришиваются на поверхность кожи, а в кожаной мозаике узорные детали вырезаются из разноцветных кусочков кожи и сшиваются друг с другом встык. При этом расстояние между кусочками материала заполняют крученой цветной нитью, оригинальным швом стягивают кусочки кожи.
Для установления торговых отношений с Сибирью в Тюменскую область прибыли бухарские купцы, которые позже стали проживать в этих местах и заниматься скотоводством. Бухарские переселенцы научили местных сибирских татар правильно шить и вышивать обувь с мозаикой.
Сегодня в коллекции Ембаевского сельского музея хранятся уникальные стародавние экземпляры сыромятной кожаной обуви. Лапти татарского образца («чабата») считались рабочей обувью, поскольку они были максимально легкими и удобными при полевых работах. В зимнее время татары носили короткие и высокие валенки, а также сапоги из кожи на жесткой подошве. Для повседневного применения татары использовали лапти и калоши, которые надевали на тканые чулки. А обувью на выход являлись праздничные модели туфель, выполненные из разноцветной кожи. Чаще всего туфли для женщин были узорные на каблуке. Женская татарская обувь для праздничных мероприятий была узорчатой и выполнялась с соблюдением старинных традиций в технике мозаики на коже.
Представленные в экспозиции летние тапочки были принесены в музей одной из старожилок села Ембаево. Эта обувь является стилизованной и выпущена на фабричном производстве, а орнамент был вышит мастерами. Растительная стилистика в виде тюльпанов говорит о принадлежности узора красного и темно-серого цвета к татарским национальным. Тюльпан, который часто появлялся в татарской вышивке, служил символом возрождения.