Деревянная набойная доска, или так называемая манера, — элемент древнейшего вида декоративно-прикладного искусства. В России набойка для украшения тканей известна с X века. Сегодня этот метод почти замещен фабричной печатью. Доску с восьмилистниками из коллекции Коми-Пермяцкого музея использовали для украшения тканей сарафанов, полотенец и скатертей. Она поступила в музей от его основателя, художника Петра Ивановича Субботина-Пермяка. Всего в коллекции музея находится 200 набойных досок.
Субботин-Пермяк первым начал изучать синильный промысел и технологии декорирования тканей в Пермяцком крае. Он родился в селе Кудымкар, был младшим из девяти крестьянских детей, прожил только 36 лет, но успел сделать многое в образовании, развитии и изучении Пермской губернии. Пётр Иванович преподавал в Москве, но, приезжая на родину, он все свободное время занимался сбором материала, связанного, как он писал, «с орнаментикой Пермяцкого края», разнообразие которой характерно для местных изделий домашнего производства.
Собранный материал Субботин-Пермяк изучил, обработал и описал в шести альбомах, которые сегодня хранятся в фондах музея. В них представлено более 570 уникальных образцов набойки, а сопроводительный текст рассказывает об особенностях набивного производства в Пермяцком крае и дает пояснения к рисункам. В них зашифрованы уральская природа, животный и растительный мир, языческая мифология, деревянная резьба домовых украшений, народные предания и фантазия коми.
Геометрический и растительный орнамент — самые популярные для пермяцкой культуры набойки, реже встречаются астральный и животный мотивы. Цветки-розетки, цветы и листья на ветках, стебли с бутонами перемежаются с мелким узором. Часто на кайме изображены птица, ветка или целое дерево, а также солярные — солнечные — знаки. В некоторых пермских набойках заметно влияние русских мастеров, а в других — татарских и восточных. Много в коллекции привозных русских набоек с орнаментами русских полотенец, кокошников, шелковых полушалков, косынок, фабричных тканей, есть элементы декоративного шитья в стиле ампир.
Субботин-Пермяк первым начал изучать синильный промысел и технологии декорирования тканей в Пермяцком крае. Он родился в селе Кудымкар, был младшим из девяти крестьянских детей, прожил только 36 лет, но успел сделать многое в образовании, развитии и изучении Пермской губернии. Пётр Иванович преподавал в Москве, но, приезжая на родину, он все свободное время занимался сбором материала, связанного, как он писал, «с орнаментикой Пермяцкого края», разнообразие которой характерно для местных изделий домашнего производства.
Собранный материал Субботин-Пермяк изучил, обработал и описал в шести альбомах, которые сегодня хранятся в фондах музея. В них представлено более 570 уникальных образцов набойки, а сопроводительный текст рассказывает об особенностях набивного производства в Пермяцком крае и дает пояснения к рисункам. В них зашифрованы уральская природа, животный и растительный мир, языческая мифология, деревянная резьба домовых украшений, народные предания и фантазия коми.
Геометрический и растительный орнамент — самые популярные для пермяцкой культуры набойки, реже встречаются астральный и животный мотивы. Цветки-розетки, цветы и листья на ветках, стебли с бутонами перемежаются с мелким узором. Часто на кайме изображены птица, ветка или целое дерево, а также солярные — солнечные — знаки. В некоторых пермских набойках заметно влияние русских мастеров, а в других — татарских и восточных. Много в коллекции привозных русских набоек с орнаментами русских полотенец, кокошников, шелковых полушалков, косынок, фабричных тканей, есть элементы декоративного шитья в стиле ампир.