У казанских, сибирских, астраханских татар в высшем сословии, близком к ханскому окружению, бытовали драгоценные ювелирные украшения. Они выполнялись из чеканных позолоченных пластин в форме лунницы («айчык»), инкрустировались драгоценными камнями и самоцветами. Некоторые украшения также выполняли роль амулетов. К ним относятся коранницы — футляры для миниатюрных Коранов. Коранницы были различных форм — овальные и прямоугольные, цилиндрические и многогранные.
Согласно исследованиям, подвески на цепочке появились раньше, чем браслеты. Подвески как украшения были «задокументированы» еще в Древнем Египте, но есть множество доказательств, что свои защитные амулеты имелись еще у доисторических цивилизаций. Люди носили на шее ракушки, зубы животных или другие природные элементы в качестве оберега от злых духов. В процессе эволюции оберегающее значение подвесок оставалось с этим украшением, расширялась разновидность изделий, которые выполняются уже из камней, металла, дерева или кристаллов.
«Татарскую женщину сначала услышишь, а потом увидишь» — причиной такого высказывания послужило большое количество украшений, которые издавна носили татарки. Их украшения во все времена были помпезными, вычурными — будь то накосники, броши или ожерелья. Татарские женщины обильно украшали руки разнообразными браслетами, перстнями и кольцами. Серьги татарки носили с трех-четырехлетнего возраста и до глубокой старости. Если татарские модницы сегодня придают своему внешнему виду национальный колорит, то их аксессуары в виде сережек и колец стали меньше по размеру и более скромными.
Национальная особенность ювелирных изделий по-прежнему прослеживается в узорах, связанных с мусульманской традицией. Основным материалом, из которого изготавливали украшения, было серебро («кумиш») различной степени чистоты. Золото в качестве материала для ювелирных изделий применялось значительно реже.
Среди экспонатов музея — набор женских украшений с голубым камнем начала XX века. Кольцо, серьги и подвеска выполнены в форме цветочной розетки с голубым камнем. Набор был подарен музею в 1999 году Раузой Хисматуллиной 1929 года рождения.
Согласно исследованиям, подвески на цепочке появились раньше, чем браслеты. Подвески как украшения были «задокументированы» еще в Древнем Египте, но есть множество доказательств, что свои защитные амулеты имелись еще у доисторических цивилизаций. Люди носили на шее ракушки, зубы животных или другие природные элементы в качестве оберега от злых духов. В процессе эволюции оберегающее значение подвесок оставалось с этим украшением, расширялась разновидность изделий, которые выполняются уже из камней, металла, дерева или кристаллов.
«Татарскую женщину сначала услышишь, а потом увидишь» — причиной такого высказывания послужило большое количество украшений, которые издавна носили татарки. Их украшения во все времена были помпезными, вычурными — будь то накосники, броши или ожерелья. Татарские женщины обильно украшали руки разнообразными браслетами, перстнями и кольцами. Серьги татарки носили с трех-четырехлетнего возраста и до глубокой старости. Если татарские модницы сегодня придают своему внешнему виду национальный колорит, то их аксессуары в виде сережек и колец стали меньше по размеру и более скромными.
Национальная особенность ювелирных изделий по-прежнему прослеживается в узорах, связанных с мусульманской традицией. Основным материалом, из которого изготавливали украшения, было серебро («кумиш») различной степени чистоты. Золото в качестве материала для ювелирных изделий применялось значительно реже.
Среди экспонатов музея — набор женских украшений с голубым камнем начала XX века. Кольцо, серьги и подвеска выполнены в форме цветочной розетки с голубым камнем. Набор был подарен музею в 1999 году Раузой Хисматуллиной 1929 года рождения.