«Буран» — многоразовый космический корабль-ракетоплан, в назначение которого входило выводить на орбиту и возвращать на Землю грузы и людей, а также ряд научных и военных целей. Космический ракетоплан был создан в рамках программы «Энергия-Буран», стартовавшей в 1976 году. Это был советский ответ на Space Shuttle — аналогичный проект США по запуску «космического челнока».
По внешнему виду, компоновке и аэродинамическим характеристикам корабль «Буран» близок к американскому. Однако существовала и некоторая разница — в устройстве двухступенчатого комплекса вывода на орбиту.
При первых пилотируемых испытательных полетах экипаж корабля должен был состоять из двух космонавтов: командира и пилота. В качестве обмундирования им полагались скафандры «Стриж» с парашютами, размещение предполагалось в креслах катапультной системы. В Центре тренировки космонавтов планировалась подготовка по программе «Буран».
Для выполнения полетов были сформированы две группы летчиков-испытателей. Первая, гражданская, была создана на базе отряда пилотов летно-испытательного института. На основе Государственного военного центра имени Валерия Чкалова была сформирована вторая, военная группа летчиков, также готовившаяся к полету на «Буране». Из них потом и выбрали будущих космонавтов.
Испытания и отладка оборудования системы автоматической посадки проводились в несколько этапов с использованием самолетов-лабораторий и специально созданного самолета-аналога орбитального корабля БТС-02. Для посадки «Бурана» на Байконуре был построен аэродром «Юбилейный» с усиленной взлетно-посадочной полосой. Также были подготовлены два запасных — в Крыму и Приморском крае.
Первый и единственный орбитальный испытательный полет корабль «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Запуск, орбитальный полет в два витка, спуск с орбиты и посадка на взлетно-посадочную полосу были выполнены в автоматическом режиме.
Это событие стало кульминацией самой сложной и дорогой программы отечественной космонавтики, начавшейся в середине 1970-х годов. Работу по созданию многоразовой системы «Энергия-Буран» до сих пор считают самым масштабным космическим проектом в нашей истории.
По внешнему виду, компоновке и аэродинамическим характеристикам корабль «Буран» близок к американскому. Однако существовала и некоторая разница — в устройстве двухступенчатого комплекса вывода на орбиту.
При первых пилотируемых испытательных полетах экипаж корабля должен был состоять из двух космонавтов: командира и пилота. В качестве обмундирования им полагались скафандры «Стриж» с парашютами, размещение предполагалось в креслах катапультной системы. В Центре тренировки космонавтов планировалась подготовка по программе «Буран».
Для выполнения полетов были сформированы две группы летчиков-испытателей. Первая, гражданская, была создана на базе отряда пилотов летно-испытательного института. На основе Государственного военного центра имени Валерия Чкалова была сформирована вторая, военная группа летчиков, также готовившаяся к полету на «Буране». Из них потом и выбрали будущих космонавтов.
Испытания и отладка оборудования системы автоматической посадки проводились в несколько этапов с использованием самолетов-лабораторий и специально созданного самолета-аналога орбитального корабля БТС-02. Для посадки «Бурана» на Байконуре был построен аэродром «Юбилейный» с усиленной взлетно-посадочной полосой. Также были подготовлены два запасных — в Крыму и Приморском крае.
Первый и единственный орбитальный испытательный полет корабль «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Запуск, орбитальный полет в два витка, спуск с орбиты и посадка на взлетно-посадочную полосу были выполнены в автоматическом режиме.
Это событие стало кульминацией самой сложной и дорогой программы отечественной космонавтики, начавшейся в середине 1970-х годов. Работу по созданию многоразовой системы «Энергия-Буран» до сих пор считают самым масштабным космическим проектом в нашей истории.