После Октябрьской революции 1917 года равноправие между мужчинами и женщинами было оформлено юридически. Было задекларировано «полное раскрепощение женщины от забот о домашнем хозяйстве и использование ее наравне с мужчиной в качестве полного работника в общественно-обязательном труде».
В первые пятилетки советские руководители активно вовлекали женщин в мужские профессии. Они работали трактористками, летчицами, комбайнерами, строителями, крановщицами и железнодорожниками.
Эта тенденция укрепилась в годы Великой Отечественной войны, когда женщины взяли на себя мужской труд в тылу за ушедших на фронт солдат, а также сами воевали в специальных батальонах. Образ работницы был широко представлен в советском искусстве.
Женщин изображали в портретном жанре с атрибутами труда: токарным станком, химической колбой, тяпкой. Позднее были распространены образы женщин, которых показывали в труде наравне с мужчинами. К семидесятым годам образ труженицы смягчился, стал не таким брутальным и однозначным — как в картине Анатолия Копотина «На сплаве».
В СССР транспортировка леса по реке была самым дешевым, а иногда и единственно возможным способом доставить дерево с делянок к месту обработки. Лес могли сплавлять молевым способом — россыпью или в плотах. Ниже по реке находились сплавные рейды, где бревна распределяли по размерам и качеству, формировали кошель, который до лесозавода тянуло судно-буксировщик.
Работа на сплаве была очень тяжелой, ручной, однако зачастую ею занимались именно женщины. Картина Копотина не оставляет ощущения изнурительного труда — большую роль в этом играет колорит произведения с яркими оттенками синего, красного, белого. Композиция выглядит звучной и праздничной, с отсылкой к фрескам эпохи Раннего Возрождения.
Анатолий Копотин уделял большое внимание женскому портрету. В своих работах он часто идеализировал свою модель, любовался ее внешним обликом. Картина «На сплаве» отличается особой глубиной и проникновенностью. Профиль главной героини суров и серьезен, ее губы на загорелом лице плотно сжаты — это человек не разговоров, но дела. Образ молодой советской труженицы наделен внутренней силой и красотой, которые поднимают его до возвышенных идеалов.