В художественной коллекции Государственного музея А.С. Пушкина представлен портрет русского дипломата и государственного деятеля Николая Михайловича Смирнова кисти художника Франца Крюгера.
Придворный живописец Фридриха Вильгельма III Франц Крюгер приехал в Петербург в 1832 году по приглашению императора Николая I, чтобы исполнить портрет императора Александра I для Военной галереи Зимнего дворца. Работы художника Николай I оценил ещё в 1824 году будучи в Берлине. Ученик берлинской Академии, Крюгер прекрасно владел рисунком и был знатоком военной формы. Любимец русского императора, придворный художник, самый модный портретист Петербурга, он исполнял многочисленные заказы царской семьи и петербургской знати.
Необыкновенная работоспособность мастера позволяла ему писать по два, а то и по три произведения в день. Так, в 1832–1833 годах за десять месяцев пребывания в столице Крюгер написал 230 живописных и графических портретов. Его камерные портреты, острые по характеристикам, всегда сделаны с натуры. Они исполнены на цветной бумаге соусом и углём или итальянским карандашом с использованием белил. Однажды найдя свой стиль рисунка, Крюгер более не менял его. Русские заказчики обращались к Крюгеру и в Берлине: там в 1835 году и был написан портрет молодого дипломата Николая Михайловича Смирнова.
Николай Михайлович Смирнов — чиновник на дипломатической службе, позднее калужский и петербургский губернатор. Смирнов познакомился с Пушкиным в 1828 году, а в 1832 году он женился на светской красавице Александре Россет, хорошей приятельнице Пушкина. Поэт был шафером на их свадьбе. Осенью 1834 года Смирнов написал «Записки» о Василие Андреевиче Жуковском, Наталье Кирилловне Загряжской и Александре Сергеевиче Пушкине, дополненные затем в 1842 году. Судя по этим запискам, Николай Михайлович Смирнов был одним из очень немногих, кто понимал значение Пушкина как личности, поэта и мыслителя ещё при его жизни. Содержание «Записок» свидетельствуют об уме, проницательности и чутком сердце Смирнова.