Мужской костюм отличался однотипностью и состоял из рубахи, пояса, портов, верхнего и нижнего кафтанов, головного убора и обуви — лаптей или сапог. Наименьшие затруднения при изучении представляет мужской костюм, который в большей или меньшей степени был однотипным по покрою во всех великорусских областях. Это было связано с положением мужчины в обществе. Он был и в экономическом и в юридическом отношении более самостоятельной и мобильной фигурой, нежели женщина.
Основу мужского костюма составляли порты и рубаха. Порты шились из двух кусков домотканого холста или сукна, вместо соединения которых вставлялась ширинка — ромбический кусок такой же ткани и собирались в талии на гашнике. Никаких ограничений в цветовой гамме, видимо, не существовало: шились порты из неотбеленной домотканины, из домашней крашенины, из пестряди, а праздничные порты могли шиться из покупных тканей лучшего качества, или из той же домотканины, но украшенной вертикальными полосами.
Мужская рубаха в разных областях России различалась по покрою незначительно. Это туникообразная одежда, т. е. в её основе лежит перегнутое на плечах полотнище с вырезом для шеи и прямым разрезом слева, застегивающимся на пуговицу налево. Это так называемая косоворотка. Поскольку домотканый холст был узким, с боков в стан рубахи вшивались два куска холста — «бочки». Они бывали прямые, либо косые и в некоторых местностях для расширения подола вставлялись клинья между прямыми или сужающимися к низу рукавами без манжет и «бочками» под мышками вставлялись ромбические куски ткани — ластовицы. Зачастую ластовицы делались из кумача, китайки, пестряди. Их назначение двойственное: рубаха становилась просторнее и при резких и широких взмахах рук рубашка не рвалась под мышками, а сопревшие при работе ластовицы отпарывались и вставлялись новые. Сама же рубаха могла служить дольше. На плечах и в верхней части спины изнутри подшивалась подплека, также предохранявшая рубаху от испревания, делавшая её более долговечной. Неширокие полосы орнамента — чаще всего вышивки красной нитью — располагались по подолу.
Основу мужского костюма составляли порты и рубаха. Порты шились из двух кусков домотканого холста или сукна, вместо соединения которых вставлялась ширинка — ромбический кусок такой же ткани и собирались в талии на гашнике. Никаких ограничений в цветовой гамме, видимо, не существовало: шились порты из неотбеленной домотканины, из домашней крашенины, из пестряди, а праздничные порты могли шиться из покупных тканей лучшего качества, или из той же домотканины, но украшенной вертикальными полосами.
Мужская рубаха в разных областях России различалась по покрою незначительно. Это туникообразная одежда, т. е. в её основе лежит перегнутое на плечах полотнище с вырезом для шеи и прямым разрезом слева, застегивающимся на пуговицу налево. Это так называемая косоворотка. Поскольку домотканый холст был узким, с боков в стан рубахи вшивались два куска холста — «бочки». Они бывали прямые, либо косые и в некоторых местностях для расширения подола вставлялись клинья между прямыми или сужающимися к низу рукавами без манжет и «бочками» под мышками вставлялись ромбические куски ткани — ластовицы. Зачастую ластовицы делались из кумача, китайки, пестряди. Их назначение двойственное: рубаха становилась просторнее и при резких и широких взмахах рук рубашка не рвалась под мышками, а сопревшие при работе ластовицы отпарывались и вставлялись новые. Сама же рубаха могла служить дольше. На плечах и в верхней части спины изнутри подшивалась подплека, также предохранявшая рубаху от испревания, делавшая её более долговечной. Неширокие полосы орнамента — чаще всего вышивки красной нитью — располагались по подолу.