В кабинете Музея-усадьбы Ф.И. Шаляпина на Новинском бульваре представлен акварельный пейзаж «Ранняя весна» графа Владимира Леонидовича Муравьёва — малоизвестного современной широкой публике русского художника-пейзажиста, который в своем творчестве преимущественно обращался к теме охоты.
Художник Владимир Муравьёв родился в мае 1861 года в Петербурге, в семье герольдмейстера Леонида Михайловича Муравьёва и Софьи Николаевны Оржицкой. До 1881 года он обучался в Пажеском корпусе, затем записался вольнослушателем в Петербургскую Академию художеств, в пейзажный класс Михаила Константиновича Клодта.
Владимир Леонидович не получил профессионального художественного образования, что не помешало ему стать одним из самых модных пейзажистов начала XX века. Преимущественно его полотна изображают животных. Названия большинства картин говорят сами за себя: «Глухарь поет», «Козы на берегу озера», «Лисица мышкует». В пейзаже «Ранняя весна» главный герой — природа, просыпающаяся после зимы: тает снег, уточки плавают, и, хотя небо еще серое, все пронизано ожиданием солнечного света и тепла.
Владимир любил рисовать восход солнца, переливы неба на закате, лунную ночь. В его картинах присутствует театральный мотив, повторяющийся в большинстве работ. Например, в представленном пейзаже стволы и кроны деревьев выполняют условную роль кулис, а в центре холста — протагонисты, три березы, носители особой живописности и сокровенной тайны.
Картины Муравьёва покупали состоятельные любители охоты, ценящие автора за особую одухотворенность природы, натуралистичность животных и сказочное небо. Художник был известен и своей личной жизнью. Женившись на будущей театральной актрисе Вере Фёдоровне Комиссаржевской, он вскоре увлекся ее сестрой Надеждой, с которой тайно обвенчался. Так о нем вспоминала Надежда Фёдоровна:
Художник Владимир Муравьёв родился в мае 1861 года в Петербурге, в семье герольдмейстера Леонида Михайловича Муравьёва и Софьи Николаевны Оржицкой. До 1881 года он обучался в Пажеском корпусе, затем записался вольнослушателем в Петербургскую Академию художеств, в пейзажный класс Михаила Константиновича Клодта.
Владимир Леонидович не получил профессионального художественного образования, что не помешало ему стать одним из самых модных пейзажистов начала XX века. Преимущественно его полотна изображают животных. Названия большинства картин говорят сами за себя: «Глухарь поет», «Козы на берегу озера», «Лисица мышкует». В пейзаже «Ранняя весна» главный герой — природа, просыпающаяся после зимы: тает снег, уточки плавают, и, хотя небо еще серое, все пронизано ожиданием солнечного света и тепла.
Владимир любил рисовать восход солнца, переливы неба на закате, лунную ночь. В его картинах присутствует театральный мотив, повторяющийся в большинстве работ. Например, в представленном пейзаже стволы и кроны деревьев выполняют условную роль кулис, а в центре холста — протагонисты, три березы, носители особой живописности и сокровенной тайны.
Картины Муравьёва покупали состоятельные любители охоты, ценящие автора за особую одухотворенность природы, натуралистичность животных и сказочное небо. Художник был известен и своей личной жизнью. Женившись на будущей театральной актрисе Вере Фёдоровне Комиссаржевской, он вскоре увлекся ее сестрой Надеждой, с которой тайно обвенчался. Так о нем вспоминала Надежда Фёдоровна: