Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Екатерина Великая в стране и мире»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Мозаичный портрет императрицы Екатерины II

Мастерская М. Ломоносова
Время создания
1763
Размер
715x581x779 см
715 × 581 (на свету); 932 × 779 (рама)
Техника
Смальта, мозаика; бронза, чеканка, золочение
13
Открыть в приложении
#1
Мозаичная мастерская Михаила Ломоносова
Мозаичный портрет императрицы Екатерины II. 1763
#2
Императрица изображена в профиль, в бледнорозовом парчевом платье, на которое накинута золотисто-желтая горноставевая мантия. 
 
Портрет исполнен в мастерской Михаила Васильевича Ломоносова, который во второй половине 1740-х годов начал работать как технолог по стеклу и художник-мозаичист. Открыв для себя мозаики в Софийском соборе Киева и храмах Новгорода, ученый в течение многих лет искал секрет изготовления смальт (цветные стекловидные массы разнообразных оттенков). В первой в России химической лаборатории он разработал технологию и технику производства смальт, а с начала 1750-х приступил к творческой практике.
#3
Фрагменты мозаичного портрета императрицы Екатерины II. 1763
#4
В 1753 году императрица Елизавета Петровна пожаловала первому русскому ученому М. В. Ломоносову пять деревень в Ораниенбаумском уезде. У слияния рек Лопухинка и Черная в деревне Усть-Рудица Ломоносов решает строить фабрику по производству цветного стекла и смальты, которая очень скоро стала передовым художественно-промышленным предприятием России XVIII века. 
 
Здесь применялись созданные по проекту Ломоносова станки, приводимые в действие гидросиловой установкой, построенной на реке Рудице. На фабрике изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, столовая и парфюмерная посуда, выдувные художественные фигуры для украшения садов и др. Здесь были разработаны научные основы стекловарения и технологические приемы обработки стекла: выдувание, вытягивание, литье, прессование, шлифовка, полировка, гранение. Было освоено также глухое непрозрачное цветное стекло для мозаичных работ. 
 
С начала 1760-х Усть-Рудицкая фабрика перешла в основном на обслуживание мозаичного дела и изготовление художественного литого облицовочного стекла для отделки и украшения комнат во дворце императрицы в Ораниенбауме (были изготовлены смальты для мозаик, отделки столиков, обрамления портретов Петра I и Елизаветы Петровны в Китайском дворце). 
 
Фабрика в Усть-Рудице просуществовала двенадцать лет. После смерти Ломоносова в 1765 году она была закрыта, а секреты изготовления цветного стекла утеряны.
#5
читать дальшескрыть

Мозаичный портрет императрицы Екатерины II

Мастерская М. Ломоносова
Время создания
1763
Размер
715x581x779 см
715 × 581 (на свету); 932 × 779 (рама)
Техника
Смальта, мозаика; бронза, чеканка, золочение
13
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%