Одним из центров по производству предметов, украшенных в технике наборного дерева, было село Русское Маклаково, которое располагалось в Васильсурском уезде Нижегородской губернии (ныне Спасский район Нижегородской области).
Главное место в деятельности маклаковских мастеров занимала собственно мозаика, реже они прибегали к инкрустации. По словам мастеров, «в голове все переворачивается от дум, когда приходится расчерчивать рисунок». Иногда рисунки мастерам присылались из петербургского Кустарного музея.
Промысел просуществовал недолго — до Первой мировой войны. В дальнейшем в Нижегородской области были попытки его возрождения, но в самом Русском Маклакове он угас окончательно.
Маклаковский промысел не отличался большим количеством мастеров: известны фамильные династии Ляхмановых, Майоровых, а также Иван Жаров, Степан Горшков и Павел Зюрин. Они делали мозаичные наборные крышки для столов, наборы на шкатулках и на чайных столиках. Наибольшую известность приобрел Иван Ляхманов, изделия которого часто экспонировались на отечественных и зарубежных выставках. Виртуозное мастерство Ляхманова позволило ему создать безупречные в техническом отношении произведения. Мастер использовал устойчивый набор декоративных мотивов, что, однако, не мешало ему создавать на поверхности изделий разнообразные орнаментальные композиции.
Поначалу вещи маклаковских мастеров инкрустировались фанерой, окрашиваемой в разные цвета, но вследствие непрочности этого материала мастера начали использовать кусочки древесины. В основном они употребляли ценные породы дерева: кипарис, амарант, палисандр, пальму, орехи другие. Для изготовления мозаичного набора использовались ножи, лобзик, стеклянная шкурка, чертежные инструменты и клей.
Поначалу вещи маклаковских мастеров инкрустировались фанерой, окрашиваемой в разные цвета, но вследствие непрочности этого материала мастера начали использовать кусочки древесины. В основном они употребляли ценные породы дерева: кипарис, амарант, палисандр, пальму, орехи другие. Для изготовления мозаичного набора использовались ножи, лобзик, стеклянная шкурка, чертежные инструменты и клей.
Главное место в деятельности маклаковских мастеров занимала собственно мозаика, реже они прибегали к инкрустации. По словам мастеров, «в голове все переворачивается от дум, когда приходится расчерчивать рисунок». Иногда рисунки мастерам присылались из петербургского Кустарного музея.
Промысел просуществовал недолго — до Первой мировой войны. В дальнейшем в Нижегородской области были попытки его возрождения, но в самом Русском Маклакове он угас окончательно.