В экспозиции Всероссийского музея А.С. Пушкина представлен акварельный лист профессора Фёдора Андреевича Клагеса «Москва. Чудов дворец в Кремле».
Федор Андреевич Клагес (1814–1900) — художник и архитектор. Он обучался у Александра Павловича Брюллова и Михаила Петровича Воробьёва в Императорской Академии художеств. Клагес окончил Академию с Малой золотой медалью за проект театрального училища. Состоял архитекторским помощником при постройке Михайловского дворца, Пулковской обсерватории, Зимнего дворца, дворцов великой княгини Марии Николаевны в Санкт-Петербурге.
В 1846–1851 годах служил рисовальщиком Комиссии для построения храма Христа Спасителя в Москве. Занимался акварельной живописью, изображая преимущественно перспективные виды внутренностей зданий. В 1851 году совершил заграничное путешествие, посетил Германию, Италию и Грецию. В 1861 году удостоен звания академика перспективной живописи. С 1864 года состоял в Академии художеств на должности сперва помощника хранителя музея, затем — хранителя музея и библиотекаря. В 1883-м получил звание профессора за картину «Внутренний вид Московского храма Христа Спасителя».
На листе представлен вид на Чудов дворец в Московском Кремле. Левую часть композиции занимает изображение Малого Николаевского дворца, расположенного на углу Спасской улицы и Ивановской площади; за ним — постройки Вознесенского монастыря и Спасская башня.
Здание Малого Николаевского дворца было построено по проекту архитектора М.Ф. Казакова в 1775–1779 годах для резиденции архиерея в Московском Кремле. В конце XVIII века здесь располагались покои московских митрополитов. В 1817 году по указу императора Александра I Митрополичий дворец перешел в Дворцовое управление для великого князя Николая Павловича и стал называться Николаевским дворцом.
Именно здесь 18 сентября 1826 года произошла встреча императора Николая I и Александра Сергеевича Пушкина.