В картине «Мордовские вышивальщицы. Приданое» заслуженный художник Российской Федерации Игорь Сидельников воспевает богатство и красоту национальных традиций. Сидельников Игорь Иванович (1937–2020) — народный художник Республики Мордовия. Он прошел все ступени к становлению профессионального мастерства: окончил Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, стажировался в мастерской Гелия Коржева в Академии художеств СССР. У художника было много возможностей в столице, но он вернулся в Рузаевку, развивал культурную жизнь на малой родине.
Полотно «Мордовские вышивальщицы. Приданое» — одно из самых значительных произведений на национальную тематику. В основу живописного изображения положена традиция подготовки приданого к свадьбе.
Мордовская свадьба отличалась самобытными традициями и обрядами, театрализованными действиями и красочностью нарядов. По обычаю, невеста с юного возраста готовила себе приданое, а также свадебные подношения. Без достаточного количества даров ни сама девушка, ни ее родители не могли согласиться на свадьбу, так как это касалось чести семьи. Дары готовились обязательно вручную. В приготовлении приданого на помощь девушке приходили ее подруги. Вечером накануне свадьбы мать девушки угощала их ужином, а сама невеста благодарила за подспорье и дарила по шелковой ленте.
Хотя полотно основано на традиции готовить приданое к свадьбе, идея полотна масштабнее сюжетной линии: показать ценность национальных традиций.
На фоне белого полотна с эрзянской вышивкой изображены за работой три девушки в мокшанских костюмах. Строго уравновешенная композиция, неторопливые жесты, праздничность красного и белого цветов, горделивость лиц сообщают образу монументальность. Героини в центральной части полотна изображены с низкой точки зрения, что подчеркивает их величественный облик.
Игорь Сидельников использует в качестве доминирующего колорита сочетание красного и белого цветов, характерных для мордовского костюма. Его мокшанки похожи на монументы национальным традициям. Художник словно останавливает время, чтобы зритель мог полюбоваться статью и величавым спокойствием героинь, красотой их творений.
Полотно «Мордовские вышивальщицы. Приданое» — одно из самых значительных произведений на национальную тематику. В основу живописного изображения положена традиция подготовки приданого к свадьбе.
Мордовская свадьба отличалась самобытными традициями и обрядами, театрализованными действиями и красочностью нарядов. По обычаю, невеста с юного возраста готовила себе приданое, а также свадебные подношения. Без достаточного количества даров ни сама девушка, ни ее родители не могли согласиться на свадьбу, так как это касалось чести семьи. Дары готовились обязательно вручную. В приготовлении приданого на помощь девушке приходили ее подруги. Вечером накануне свадьбы мать девушки угощала их ужином, а сама невеста благодарила за подспорье и дарила по шелковой ленте.
Хотя полотно основано на традиции готовить приданое к свадьбе, идея полотна масштабнее сюжетной линии: показать ценность национальных традиций.
На фоне белого полотна с эрзянской вышивкой изображены за работой три девушки в мокшанских костюмах. Строго уравновешенная композиция, неторопливые жесты, праздничность красного и белого цветов, горделивость лиц сообщают образу монументальность. Героини в центральной части полотна изображены с низкой точки зрения, что подчеркивает их величественный облик.
Игорь Сидельников использует в качестве доминирующего колорита сочетание красного и белого цветов, характерных для мордовского костюма. Его мокшанки похожи на монументы национальным традициям. Художник словно останавливает время, чтобы зритель мог полюбоваться статью и величавым спокойствием героинь, красотой их творений.