В 1960 году в городе Кондопога ученые обнаружили миниатюрный молот из камня диабаза. По форме молот напоминал голову медведя. Мелкими точечными ударами рельефно были выделены уши, лобная часть головы, шея, глаза, ноздри. Во вмятинах от ударов сохранились частички минеральной краски — охры. Лезвийная часть изготовлена в подражание боевым топорам: лопасть лезвия опущена, однако не заострена. В сечении топор имел треугольную форму — им никогда не рубили, скорее всего, его использовали как предмет культа. Орудие производит впечатление практически законченного изделия, но исследователи предполагают, что его «забраковали», возможно из-за неудачного сверления.
Московский археолог Александр Брюсов писал в своих работах, что скульптурные молоты не имели практического назначения, не выполняли функцию оружия или орудий труда, поскольку были небрежно сделаны, имели слишком узкое отверстие и «туповатый» рабочий край. Подобные выводы встречаются и в трудах других исследователей.
На территории Швеции, Финляндии и Севера европейской части России найдено около 35 изделий подобного рода. Большинство из них имеют на обухе скульптурное изображение медведя, часть остальных — лося. То, что медвежьи головы древние мастера ваяли чаще других, говорит о культе этого зверя у племен в лесной зоне северо-западной части Европы.
Некоторые молоты мастера, вероятно, не успели доделать, из-за этого невозможно установить, какое именно животное изображено на обухе. Часть фигурных молотов не имеет завершенного отверстия. На многих из них, как и на экспонате из коллекции музея, заметны остатки охры.
Такие молоты могли крепить не только на короткую деревянную рукоятку, но и на длинное копьеобразное древко. Среди вырубленных наскальных изображений — петроглифов — у берегов Белого моря можно увидеть сцены шествий, где участники несут на шестах навершия, напоминающие птиц, черепа, головы зверей. На петроглифах в Швеции и Норвегии также имеются изображения людей, в руках у которых — жезлы со скульптурным изображением головы лося.
Московский археолог Александр Брюсов писал в своих работах, что скульптурные молоты не имели практического назначения, не выполняли функцию оружия или орудий труда, поскольку были небрежно сделаны, имели слишком узкое отверстие и «туповатый» рабочий край. Подобные выводы встречаются и в трудах других исследователей.
На территории Швеции, Финляндии и Севера европейской части России найдено около 35 изделий подобного рода. Большинство из них имеют на обухе скульптурное изображение медведя, часть остальных — лося. То, что медвежьи головы древние мастера ваяли чаще других, говорит о культе этого зверя у племен в лесной зоне северо-западной части Европы.
Некоторые молоты мастера, вероятно, не успели доделать, из-за этого невозможно установить, какое именно животное изображено на обухе. Часть фигурных молотов не имеет завершенного отверстия. На многих из них, как и на экспонате из коллекции музея, заметны остатки охры.
Такие молоты могли крепить не только на короткую деревянную рукоятку, но и на длинное копьеобразное древко. Среди вырубленных наскальных изображений — петроглифов — у берегов Белого моря можно увидеть сцены шествий, где участники несут на шестах навершия, напоминающие птиц, черепа, головы зверей. На петроглифах в Швеции и Норвегии также имеются изображения людей, в руках у которых — жезлы со скульптурным изображением головы лося.