В экспозиции музея представлена картина «Молитва (Зикр)». Известный художник Леми Абаев создал ее в жанре экспрессионизма. Передний план полотна занимают ветви орешника — они обрамляют края картины так, чтобы сфокусировать внимание на действе в центре полотна.
На картине изображены шестеро мюридов — представителей одного из течений ислама, мюридизма. Они исполняют религиозный обряд — зикр. Во время зикра верующие образуют круг и с религиозными песнопениями ходят то в одну, то в другую сторону. Иногда ходьба ускоряется — если самый авторитетный участник обряда подает определенный знак. Ритуал представляет собой один из способов поклонения Всевышнему Аллаху. В эти минуты мусульманин должен быть всецело поглощен происходящим, полностью отстраниться от мирского.
Пятерых мужчин Абаев изобразил в каракулевых головных уборах — папахах, — которые издавна носят в Чеченской Республике. На голове еще одного — традиционная тюбетейка. Фигуры мужчин художник прописал не полностью: они сливаются в однородный оранжевый цвет. Так Абаев подчеркнул единство тех, кто участвует в зикре. По правилам, верующие проводят обряд без обуви: это говорит о любви к родной земле, с которой чеченцы долгое время были в разлуке после того, как их в XX веке выслали в Среднюю Азию и Казахстан.
В левом углу картины художник изобразил два свисающих с дерева посоха. В Чеченской Республике это не только повседневный атрибут пожилых людей: у мюридов походная палка считается сакральным предметом. По традициям, человек с белой бородой и посохом пользовался в обществе всеобщим уважением, потому что обладал огромным жизненным опытом и мудростью. К нему обращались с большим почтением, и в его присутствии остальные, независимо от возраста, должны были вставать. Посох проповедника XIX века и почитаемого в Чечне шейха Кунта-Хаджи Кишиева хранится у главы Чеченской Республики как священная реликвия.
На картине изображены шестеро мюридов — представителей одного из течений ислама, мюридизма. Они исполняют религиозный обряд — зикр. Во время зикра верующие образуют круг и с религиозными песнопениями ходят то в одну, то в другую сторону. Иногда ходьба ускоряется — если самый авторитетный участник обряда подает определенный знак. Ритуал представляет собой один из способов поклонения Всевышнему Аллаху. В эти минуты мусульманин должен быть всецело поглощен происходящим, полностью отстраниться от мирского.
Пятерых мужчин Абаев изобразил в каракулевых головных уборах — папахах, — которые издавна носят в Чеченской Республике. На голове еще одного — традиционная тюбетейка. Фигуры мужчин художник прописал не полностью: они сливаются в однородный оранжевый цвет. Так Абаев подчеркнул единство тех, кто участвует в зикре. По правилам, верующие проводят обряд без обуви: это говорит о любви к родной земле, с которой чеченцы долгое время были в разлуке после того, как их в XX веке выслали в Среднюю Азию и Казахстан.
В левом углу картины художник изобразил два свисающих с дерева посоха. В Чеченской Республике это не только повседневный атрибут пожилых людей: у мюридов походная палка считается сакральным предметом. По традициям, человек с белой бородой и посохом пользовался в обществе всеобщим уважением, потому что обладал огромным жизненным опытом и мудростью. К нему обращались с большим почтением, и в его присутствии остальные, независимо от возраста, должны были вставать. Посох проповедника XIX века и почитаемого в Чечне шейха Кунта-Хаджи Кишиева хранится у главы Чеченской Республики как священная реликвия.
Художник Леми Абаев родился в 1961 году. Он окончил факультет живописи Академии художеств имени Ильи Репина в Санкт-Петербурге. В качестве дипломной работы художник представил полотно «Февраль 1944 года» и получил за него оценку «отлично». Когда Абаев окончил университет, ему присвоили квалификацию художника-живописца и педагога.