Вандомская площадь находится в одном из старейших муниципальных парижских округов и расположена к северу от садов Тюильри, в начале знаменитой Рю-де-ля-Пэ. Площадь создана в честь Людовика XIV архитектором Жюлем Ардуэн-Мансара, который известен такими своими работами, как Большой Трианон и версальский Нотр-Дам.
Изначально она была площадью Людовика Великого, но затем сменила вывеску и стала Вандомской. Современное название площадь получила благодаря находившемуся тут ранее дворцу-отелю адмирала Франции, герцога Сезара де Вандом — бастарда Генриха IV. Дворец был выкуплен маркизом де Лувуа, который и стал инициатором сооружения Place Louis le Grand (Площади Великого Людовика).
Строительство начали в 1702 году. Сначала в качестве главного украшения установили бронзовую конную королевскую статую, но позднее, во время Французской революции, она была сброшена с постамента и переплавлена. В августе 1810-го в центре площади торжественно открыли новый памятник — знаменитую «колонну побед», Вандомскую. По легенде, материалом для нее послужили сотни трофейных русских и австрийских пушек, подвергшихся переплавке, но это — не более чем легенда. На самом деле колонна каменная и винтообразно обложена бронзовыми барельефами, сделанными из тех самых пушек Аустерлицкой битвы.
Колонну увенчала статуя Наполеона I Бонапарта, созданная по эскизам скульптора А. Д. Шоде. Скульптуру покорителя Европы облачили в наряд римского императора, украсили лавровым венком, вооружили мечом и земным шаром. После взятия союзниками Парижа и реставрации Бурбонов в 1814-м изваяние было снято и переплавлено. Бронзу добавили к бронзе, полученной из статуй колонны Великой армии в Булонь-сюр-Мер, а затем отлили из нее конную скульптуру Генриха IV, что нынче украшает площадь Дофин у Нового моста.
Впрочем, Наполеон — фигура настолько одиозная, что статую на колонну было решено вернуть. В 1844-м по распоряжению Луи-Филиппа I была создана и увенчала «колонну побед» новая скульптура великого завоевателя, созданная Ш. Э. Сюрре. В этот раз обошлись без аллегорий: изваяние вполне соответствовало реальному облику «маленького капрала», «носило» привычные владельцу треуголку и редингот.
Злоключения продолжились 28 годами позднее. В 1871 году колонну было предложено демонтировать и украсить ею Дом Инвалидов. В мае памятник разрушили, перед тем сняв барельефы работы Лепера с изображениями кампаний 1805 года. Когда Парижская Коммуна потерпела поражение, колонну решили восстановить, а инициатора сноса памятника — Густава Курбе обязали оплатить долю в расходах на это мероприятие. Денег у того не нашлось, и он покинул Париж, отправившись в ссылку в Швейцарию.
В 1873-м колонну все же отстроили заново и в 1883-м ее вновь увенчало изваяние Наполеона — уже третье по счету. И будто иллюстрируя принцип о возвращение всего и вся на круги своя, скульптор Огюстен Дюмон снова представил французского императора в образе римского, облачив Наполеона в короткий плащ, лавровый венок и вручив ему знаки славы.
Изначально она была площадью Людовика Великого, но затем сменила вывеску и стала Вандомской. Современное название площадь получила благодаря находившемуся тут ранее дворцу-отелю адмирала Франции, герцога Сезара де Вандом — бастарда Генриха IV. Дворец был выкуплен маркизом де Лувуа, который и стал инициатором сооружения Place Louis le Grand (Площади Великого Людовика).
Строительство начали в 1702 году. Сначала в качестве главного украшения установили бронзовую конную королевскую статую, но позднее, во время Французской революции, она была сброшена с постамента и переплавлена. В августе 1810-го в центре площади торжественно открыли новый памятник — знаменитую «колонну побед», Вандомскую. По легенде, материалом для нее послужили сотни трофейных русских и австрийских пушек, подвергшихся переплавке, но это — не более чем легенда. На самом деле колонна каменная и винтообразно обложена бронзовыми барельефами, сделанными из тех самых пушек Аустерлицкой битвы.
Колонну увенчала статуя Наполеона I Бонапарта, созданная по эскизам скульптора А. Д. Шоде. Скульптуру покорителя Европы облачили в наряд римского императора, украсили лавровым венком, вооружили мечом и земным шаром. После взятия союзниками Парижа и реставрации Бурбонов в 1814-м изваяние было снято и переплавлено. Бронзу добавили к бронзе, полученной из статуй колонны Великой армии в Булонь-сюр-Мер, а затем отлили из нее конную скульптуру Генриха IV, что нынче украшает площадь Дофин у Нового моста.
Впрочем, Наполеон — фигура настолько одиозная, что статую на колонну было решено вернуть. В 1844-м по распоряжению Луи-Филиппа I была создана и увенчала «колонну побед» новая скульптура великого завоевателя, созданная Ш. Э. Сюрре. В этот раз обошлись без аллегорий: изваяние вполне соответствовало реальному облику «маленького капрала», «носило» привычные владельцу треуголку и редингот.
Злоключения продолжились 28 годами позднее. В 1871 году колонну было предложено демонтировать и украсить ею Дом Инвалидов. В мае памятник разрушили, перед тем сняв барельефы работы Лепера с изображениями кампаний 1805 года. Когда Парижская Коммуна потерпела поражение, колонну решили восстановить, а инициатора сноса памятника — Густава Курбе обязали оплатить долю в расходах на это мероприятие. Денег у того не нашлось, и он покинул Париж, отправившись в ссылку в Швейцарию.
В 1873-м колонну все же отстроили заново и в 1883-м ее вновь увенчало изваяние Наполеона — уже третье по счету. И будто иллюстрируя принцип о возвращение всего и вся на круги своя, скульптор Огюстен Дюмон снова представил французского императора в образе римского, облачив Наполеона в короткий плащ, лавровый венок и вручив ему знаки славы.